Войти в почту

Мантуров: инвесторы интересуются Дальним Востоком

Стратегия развития автопрома будет принята до конца года, основным ее аспектом является развитие автокомпонентов. Экспортный потенциал российского автопрома может возрасти за счет использования российских комплектующих и за счет девальвации, которая дает определенные преимущества российскому производителю, в том числе и автомобильным производителям иностранных марок, которые уже начали экспортные поставки с российской территории. Об этом рассказал глава Минпромторга Денис Мантуров на полях Восточного экономического форума. В эксклюзивном интервью глава Минпромторга рассказал о сделке "Соллерс" с японской Mazda, о начале экспортных поставок из России и еще раз обозначил особенности новой программы развития отечественного автопрома.- Денис Валентинович здравствуйте! Спасибо, что нашли для нас время. Очень интересная была встреча президента с президентом Южной Кореи и премьер-министром Японии. Японские и корейские инвесторы демонстрировали однозначный интерес к российскому Дальнему Востоку. Как это поможет промышленности на Дальнем Востоке? Что полезного для себя почерпнули вы? - Я бы даже сказал, однозначный интерес к тому, что делается на Дальнем Востоке, тот потенциал, который есть у этого региона, и те возможности, которые уже созданы и будут формироваться и создаваться в будущем. Мы тоже являемся составной частью и участниками формирования положительного, интересного, комфортного климата инвестиционного на Дальнем Востоке, с учетом тех инструментов, которые есть у Минпромторга. И надо сказать, что у нас уже есть первые положительные результаты, с учетом того, что заработал закон о промышленной политике. Мы используем механизм специальных инвестиционных контрактов, и буквально вчера вечером был подписан с японскими партнерами, с компанией «Мазда», первый специальный инвестиционный контракт на территории Дальнего Востока по производству автомобильных двигателей. Но самое интересное, пожалуй, в этом проекте не только то, что он будет развиваться во Владивостоке на площадке автомобильного кластера «Соллерс», но очень важно то, что это экспортоориентированный проект, и 50 тысяч двигателей по году, которые планируется здесь производить, будут экспортироваться на те предприятия «Мазды», которые размещаются по миру. И вот компания, хорошо просчитав эффективность этого проекта, приняла такое решение, таким образом еще более глубоко пустила корни в нашу российскую экономику, в нашу промышленность, с учетом того, что мы вчера еще принимали 100-тысячный автомобиль «Мазда» с конвейера «Соллерса». Поэтому это хороший знак и хороший результат совместной командной работы правительства, всех органов исполнительной власти, ну и естественно, бизнеса - и российского, и японского. - Автомобильному кластеру на Дальнем Востоке сейчас приходится развиваться в непростых условиях, в условиях падения рынка, в условиях сокращения продаж автомобилей. И, наверное, продажи двигателей, это такой элемент антикризисной программы. Какова судьба готовых автомобилей и когда вы ожидаете восстановления рынка? - Ну с учетом того, что это один из элементов более глубокой локализации производимых на территории нашей страны автомобилей иностранных брендов, иностранных марок, то все, наверное, производители якорные, автопроизводители с иностранными брендами нацелены на то, чтобы расширять и углублять локализацию для того, чтобы не зависеть от иностранной компонентной базы. Собственно, так же, как и развивались производства в других странах, в частности, в Румынии компания «Дачия», которая входит сегодня в концерн «Рено-Ниссан-АвтоВАЗ», и откуда, собственно пришел сегодня руководитель нынешний АвтоВАЗа Николя Мор, мы исходим из того, что он как раз в том числе принесет тот вклад и тот опыт, который он получил на «Дачия», а собственно, это использование именно локального контента, локального продукта для того, чтобы создать добавленную стоимость и не зависеть от иностранных комплектующих. Естественно, в разумных пределах, мы не говорим о 100-процентной локализации, но там от 60% до 80%, это дает просто дополнительную мотивацию и дополнительную эффективность этих проектов. Поэтому мы рассчитываем, что с учетом формирования стратегии развития автопрома, которой мы сейчас активно занимаемся, и до конца года она будет сформирована и принята, основным ее аспектом является развитие именно автокомпонентов. И это дает, собственно, перспективы и стабильность развития автомобильной промышленности в целом. И мы рассчитываем на то, что это даст возможность еще и наращивания экспортного потенциала с территории нашей страны за счет как раз использования российских комплектующих и за счет такого элемента, как девальвация, что дает определенные преимущества нашему российскому производителю, в том числе и автомобильным производителям иностранных марок, которые уже начали экспортные поставки с российской территории. В том числе и «Рено» с площадки с площадки "Автофрамоса" в Москве, которые начинают поставлять свои автомобили, например, в Тихоокеанский Азиатский регион, в частности Вьетнам, в рамках недавно подписанного и уже начавшего свою работу соглашения о зоне свободной торговли между Вьетнамом и Евразийским экономическим союзом. Поэтому мы исходим из того, что временное затишье или снижение, к сожалению, темпов и производства, и снижение рынка в целом автопрома, она начнет останавливаться за счет совокупности факторов и мер государственной поддержки и правильных стратегических решений и самих компаний, и вспомогательных мер поддержки со стороны государства даст возможность стабилизироваться рынку, в том числе за счет в целом улучшения экономической ситуации в России. И для этого есть достаточно много таких хороших перспектив, в том числе и за счет политики Центрального банка, которая все-таки движется в сторону снижения ключевой ставки. Это лишний раз мотивирует бизнес к тому, чтобы активизировать свою инвестиционную составляющую. И надо сказать, что автопром сегодня уже показывает свою динамику по определенным секторам, в частности по грузовому транспорту мы видим рост - за первые полгода 14%. То же самое происходит по автобусам. Это говорит о том, что в целом экономика восстанавливается, поскольку именно корпоративный сектор показывает свою заинтересованность в приобретении коммерческого транспорта, а за ним постепенно, я думаю, что будет восстанавливаться и легковой транспорт. Но это зависит, конечно, от настроений. - Ну от макроэкономики в целом. А когда вы все-таки это ожидаете, это должно быть отражено, видимо, в стратегии Минпромпторга? И какие ориентиры по продажам легковых автомобилей опять же заложены в стратегии, о которой вы сказали? - Мы ожидаем постепенное восстановление рынка, начиная со следующего года. И это, конечно, существенно корректирует изначально утвержденная ранее стратегия, там в 2009 году, поскольку мы сегодня должны были иметь рынок в 3 млн автомобилей. Он в два раза меньше. Поэтому мы корректируем именно в сторону глубокой локализации, экспортной ориентации для того, чтобы стабилизировать позиции нашего автопрома и иметь хорошие перспективы на будущее. - Наверняка автомобили, которые производятся на Дальнем Востоке, были бы востребованы и имели бы потенциал для продажи в европейской части России, особенно если мы говорим об автомобилях «Мазда», но для этого необходимо решить проблемы транспортной доступности. То есть перевозки автомобилей, перевозки грузов по российским железным дорогам. Вы начали обсуждать эту проблему с руководством РЖД. Какие проекты и какие перспективы сейчас обсуждаете и рассматриваете? - Что касается создания одинаковых условий по производству для продажи автомобилей на всей территории нашей страны, мы не можем рассчитывать только на близлежащие регионы к Приморскому краю. Мы, конечно же, в перспективе исходим из того, что объемы производства в 50 тысяч автомобилей по «Соллерсу» с «Маздой» на территории Владивостока покроют потребность близлежащих регионов, наверное, это так и случится, и мы рассчитываем на это. Но сегодня мы оказываем существенную поддержку этому проекту путем компенсации затрат на перевозку с Дальнего Востока в Центральную часть Российской Федерации за счет компенсации тарифа РЖД. Но, например, по этому году мы заложили даже больше средств для того, чтобы обеспечить эффективность этого проекта, мы как раз исходили из 50 тысяч, но думаю, что объем будет меньше, поэтому мы будем исходить... - 50 тысяч автомобилей? - 50 тысяч автомобилей с этой площадки должно было быть перевезено, но мы исходим из прогнозов и часть средств будет переориентировано на другие меры поддержки автопрома. Поэтому мы исходим сейчас из того, что не только рынок России и не только Центральная часть России была бы интересна для японских партнеров, но вот я вчера с вами говорил о том, что мы сейчас с коллегами задумались о том, что транспортировка морем из Японии в Западную Европу занимает 90 дней. А транспортировка из Владивостока до Западной Европы железными дорогами займет около двух недель. И это при сегодняшних возможностях, не оптимизируя и не улучшая качество логистики. - Это наше конкурентное преимущество, которым почему-то не пользуются грузоотправители, то есть мы в общем потоке грузоперевозок занимаем небольшую долю. - Не почему-то, а потому что. Потому что это только начинается. И наши японские партнеры, партнеры из Южной Кореи, из других стран Тихоокеанского региона присматривались как раз к Владивостоку, к Дальнему Востоку в целом. Исходили из того, какие меры поддержки, какие инструменты развития будут применяться. Поэтому то, что уже сегодня сформировано, дает, собственно, перспективы и настроения для инвесторов для того, чтобы использовать эти инструменты, возможности и использовать в том числе и логистические возможности. Поэтому производство и логистика для иностранных партнеров - это ключевые аспекты для развития их проектов. Поэтому мы все-таки вместе с РЖД, с иностранными партнерами, в частности японскими, будем активно считать и развивать эти направления. - В следующем году вы планируете по-прежнему компенсировать производителям перевозку в европейскую часть России, о каких суммах идет речь? - Я исхожу из того, что да, мы сегодня только формируем свой бюджет. Он должен будет согласовываться с правительством. Поэтому мы такие предложения направили, я думаю, что нас поддержат. Я считаю, что это направление нельзя останавливать на этом этапе. На каком-то этапе да, когда, еще раз повторюсь, когда будет достаточно объема реализации этой продукции именно в этом регионе. Но до того момента, пока это не состоится, мы, конечно же, должны со стороны государства быть ответственными партнерами, а я рассматриваю эти проекты именно так – государственное и частное партнерство – для того, чтобы привлекать иностранных инвесторов на долгосрочную перспективу. - Насколько эффективно показывает себя инструмент промышленных кластеров, сегодня их на Дальнем Востоке около 30, будут ли открываться новые? - Мы вчера с вами очень подробно эту тему обсуждали. - Не все ее видели. Этого не было в прямом эфире, это была сессия, посвященная промышленным кластерам. - Поэтому могу сказать, что вообще развитие такой кластерной промышленной политики - это один из элементов, способствующих эффективности и реализации комплексных проектов в области промышленности. И мы в рамках реализации промышленной политики в целом по России хотели применить это и на Дальнем Востоке в совокупности с теми эффективными мерами поддержки, которые сегодня сформированы на Дальнем Востоке, – это ТОРы, это особые экономические зоны, и те возможности и льготы, которые заложены в этих инструментах. Поэтому кластер – это консолидация предприятий, которые нацелены на конечный результат, на поставку якорным заказчикам продукции, в которой заинтересованы эти якорные заказчики. Поэтому мы исходим из того, что те меры поддержки, которые мы сегодня заложили в нашем бюджете, и они сформированы и в последующие годы будут заинтересовывать предприятия Дальнего Востока как раз для консолидации своих усилий, для среднего масштаба, для малых предприятий, для производства конечной продукции, как станкостроения, автопрома, радиоэлектронной промышленности, естественно, глубокой переработки леса, домостроения и многих других направлений. - Ваш насыщенный деловой график не позволяет нам продолжить разговор прямо сейчас. Я предлагаю перенести его уже в Москву, потому что много тем осталось еще не охваченными. Я благодарю вас за то, что нашли для нас сегодня время. Спасибо.

Мантуров: инвесторы интересуются Дальним Востоком
© Вести Экономика