На российском рынке недвижимости завершилась очередная "Черная пятница" (Black Friday Real Estate). Подобный формат продажи товаров со скидками весьма популярен и давно практикуется за рубежом — в Америке, Западной Европе и Азии. Правда, применяется он в основном на потребительских рынках FMCG, например, в магазинах современной электроники или модной одежды, аксессуаров и товаров для дома. Россия пошла в этом вопросе дальше: в прошлом году состоялась первая "Черная пятница" на отечественном рынке недвижимости. Итоги мероприятия были столь успешными, что традицию решили продолжить, и в этом году акция была проведена во второй раз. В течение трех дней августа более 40 застройщиков Москвы и Подмосковья предлагали скидки на свои проекты – квартиры в жилых домах, коттеджи, земельные участки, коммерческие площади и даже машиноместа. Размеры скидок были разными, но факт остается фактом — на покупке недвижимости можно было ощутимо сэкономить. Как и в прошлом году, вокруг громкой акции разгорелись споры — противники посчитали ее симптомом кризиса на рынке недвижимости, а участников Black Friday обвинили в проблемах с достаточным спросом на их объекты. В свою очередь, участники проекта заявили, что Black Friday – лишь один из инструментов продаж и участие в акции не может служить показателем, диагностирующим низкий спрос. В частности, компания "Донстрой", которая участвовала в Black Friday второй раз, рассматривает акцию как маркетинговый инструмент, работающий на дополнительное расширение пула клиентов. "Заявление "нам не надо продавать больше" для любого бизнеса выглядит странно — если есть возможность продать больше, хороший продавец всегда ею воспользуется, — отмечается в сообщении компании. — Другое дело, что многие застройщики, особенно в эконом сегменте, работают не на марже, а на обороте, поэтому не имеют запаса прочности для участии в акциях, подобных Black Friday. У нас же гибкая маркетинговая стратегия: мы можем продавать как на типовых условиях прайс-листов, так и со скидками, и считаем такой подход своим преимуществом". При этом в компании подчеркивают, что "Донстрой" не практикует каких-либо дисконтов вне акционных предложений, поскольку проекты компании обеспечены стабильно высоким спросом. Данное утверждение аналитики компании подкрепляют финансовыми результатами: объемы продаж застройщика только за последние 3 месяца (с мая по июль 2016 года) увеличились на 47,7 процента по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Объемы скидок, предоставляемых в рамках 3-х дней акции, для застройщиков со стабильным финансовым состоянием незначительны — и с лихвой окупаются длительным маркетинговым эффектом, возникающим после ее проведения. По данным того же "Донстроя", значительное число клиентов, познакомившихся с проектами компании благодаря Black Friday, впоследствии приобретали недвижимость без каких бы то ни было скидок. Долгосрочное действие акции подтверждают и ее организаторы — ассоциация профессионалов рынка недвижимости REPA: по их данным, участники прошлогодней акции получили эффект отложенного спроса на сумму более 600 миллионов рублей Так что, если разобраться, Black Friday — не повод для скандальных заявлений, а лишь непривычный пока способ для застройщиков широко прорекламировать свой товар и найти новых покупателей. Ну а для покупателей — вариант выгодно решить свой квартирный вопрос. Как говорится, каждый при своем и все довольны.
