Частный инвестор не долетел до Воркуты
Местный аэропорт предложено отдать на казенный кошт Отсутствие интереса инвесторов к аэропортам отдаленных регионов вынуждает местные власти самим предлагать способы их развития. Руководство Республики Коми хочет включить аэропорт Воркуты в состав федерального казенного предприятия "Аэропорт Амдерма", находящегося в соседнем Ненецком АО. Это, считают в регионе, ускорит реконструкцию аэропорта на три года. Источники "Ъ" и эксперты сходятся в том, что небольшие аэропорты можно развивать либо как "социальный проект" работающего в регионе крупного бизнеса, либо за счет перелетов вахтовых рабочих. Реконструкция аэропортового комплекса Воркуты может быть ускорена за счет включения его в состав федерального казенного предприятия (ФКП) "Аэропорт Амдерма" (Ненецкий АО), сообщил "Ъ" врио главы Республики Коми Сергей Гапликов по итогам расширенного заседания коллегии Минтранса РФ. Аэропорт Воркуты (42,5 тыс. пассажиров в 2015 году) предложено передать в федеральную собственность, поскольку аэродромы совместного базирования не могут находиться в собственности регионов. По мнению господина Гапликова, объединение арктических аэропортовых комплексов позволит провести реконструкцию воркутинского аэропорта быстрее на несколько лет. В планах республики на 2016-2018 годы стояли развитие межрегионального авиасообщения и укрепление позиций на рынке региональной авиакомпании "Комиавиатранс" и выход ее на безубыточность. В Минэкономики "Ъ" сообщили, что министерство внесло в правительство новую редакцию ФЦП "Развитие транспортной системы России" на 2010-2020 годы, в которой предусмотрена реконструкция аэропортов Республики Коми в Воркуте, Ухте и Усинске на сумму около 4 млрд руб. Начать проекты планируется лишь с 2020 года, в бюджете этого года денег на эти цели не предусмотрено. В аэропортовом секторе ФКП существуют с 2007 года в рамках формирования в РФ "опорной сети" аэропортов (аэродромов). Механизм предусматривает господдержку для сохранения и развития наземной аэропортовой инфраструктуры труднодоступных территорий, в том числе на Крайнем Севере. В 2015 году Росавиация выделила 3,4 млрд руб. субсидий семи существующим ФКП (более 50 аэропортов регионального и местного значения), в том числе и "Аэропорт Амдерма". В 2015 году ФКП обслужили 316 тыс. пассажиров. Количество самолето-вылетов -- 23,2 тыс. (на 7% ниже плана), число сотрудников -- 3,6 тыс. человек. В Минтрансе запрос "Ъ" перенаправили в Росавиацию, там ответа не дали. В опрошенных "Ъ" крупнейших региональных аэропортовых холдингах ситуацию не прокомментировали. Источник "Ъ" в отрасли заметил, что развитие аэропортового бизнеса всегда опирается на базовый спрос -- пассажиропоток, который генерирует обслуживаемая территория. В российских реалиях, считает он, говорить об операционной прибыли можно при наличии потока от 1 млн пассажиров. Поэтому, по его словам, аэропорты труднодоступных регионов скорее относятся к социальным проектам и участие в них частного бизнеса "маловероятно". Другой источник "Ъ", близкий к ситуации, отметил, что возможна ситуация, когда интерес к развитию таких аэропортов возникает у крупного ресурсного бизнеса для поддержания или развития своей основной деятельности на территории. Яркий пример -- аэропорт Норильска (основной инвестор региона "Норникель") или Сабетта (регион работы проекта НОВАТЭКа "Ямал СПГ"). Но в этом случае, замечает источник "Ъ", развитие аэропорта является не бизнес-проектом, а относится к "затратам" в рамках ключевого бизнеса. "С учетом географического положения целесообразно было бы осваивать экономику региона во многих местах вахтовым методом",-- замечает главный редактор "Авиатранспортного обозрения" Алексей Синицкий. Тогда, по его словам, интегральные расходы будут ниже, а в аэропортах появится устойчивый пассажиропоток вахтовых сотрудников, что позволило бы существовать не за счет госдотаций, а за счет бизнеса. Дарья Шучалина, Сыктывкар; Елизавета Кузнецова