"БизнесВектор": экономические перспективы на пространстве СНГ
Четверть века вместе и новые возможности для сотрудничества: экономические перспективы на пространстве СНГ. Сердце Центральной Азии, главная артерия "Шелкового пути": какими надеждами живет солнечный Кыргызстан? Операция "Кооперация": почему на просторах СНГ снова заговорили о совместных производствах? Поиски и налаживание новых форматов взаимодействия в экономическом сотрудничестве – сегодня приоритетная задача республик постсоветского пространства, входящих в Содружество независимых государств. Товарооборот России со странами СНГ по итогам 2015 года составил около 60,5 миллиардов долларов. На первом месте — Беларусь, затем — Казахстан, на третье место сместилась Украина, занимавшая до 2014 года лидирующие позиции по объемам торговли России со странами СНГ. Экономическая же интеграция в ЕАЭС дала странам-участницам этого союза возможность увеличить товарооборот. Подробнее об этом — Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты РФ: "В экономическом плане это структура, которая позволяет поддерживать связи, во-первых, это самый доступный для нас с вами рынок. Для российской, например, экономики. Так же как и для экономик стран СНГ. Это и по ментальности, и по прошлому законодательству, и по технике, оборудованию, стандартам и много чему другому, которое сохранилось, несмотря на то, что мы 25 лет уже живем как самостоятельные государства". Объем товарооборота между Россией и Киргизией в 2015 году составил 1 миллиард 400 миллионов долларов, что значительно выше прошлых лет. Между Россией и Казахстаном 15, 5 миллиардов долларов. Президент Торгово-промышленной палаты Кыргызстана Марат Шаршекеев добавляет: "До 300 тысяч человек, которые являются профессиональными швеями, вязальщиками и так далее, и так далее, дизайнерами, сегодня очень активно работают на рынок России, на рынок Казахстана работают очень здорово". Кооперационные связи в промышленности с Казахстаном давно дают свои плоды. К примеру, одно из первых совместных казахстанско-российских предприятий, работающих в Кокшетау по сборке грузовых автомобилей "КамАЗ", выпускает более 1,5 тысяч автомобилей в год. Кооперационное сотрудничество стран СНГ во многих отраслях, это еще и историческое наследие, и надо сказать, неплохой пример для перспективного развития, об этом в один голос говорили эксперты на экономическом Совете форуме СНГ, прошедшем в Москве. Алексей Лихачев — первый заместитель министра экономического развития РФ — отмечает: "Возникают целые новые отраслевые цепочки, совместные предприятия. Вот здесь соотношение цены и качества при поставках из СНГ и стран СНГ в кооперации с нашими предприятиями – имеет ключевое значение". Так, Ярославский моторный завод уже многие годы, является неотъемлемым производственным звеном для Минского автомобильного завода и ряда других предприятий в Белоруссии, поставляя, пожалуй, самые главные компоненты для любого автомобиля. Андрей Матюшин — генеральный директор: "Именно в 1947 году автомобили из Ярославля стали основой производства на современном заводе в Минске. Мы поставляем дизели в страны СНГ. Объемы составили более 7000 тысяч двигателей. Ключевыми рынками дизеля является Беларусь". Успехи российских производителей двигателей сразу отражаются на качестве автомобилей белорусских. Сегодня многие товары из стран СНГ, экспортируемые в Россию, заменяют санкционные аналоги западных производителей. В частности из Белоруссии, также поставляется продукция сельхозпредприятий, машиностроительной отрасли, и разрабатываются совместные инновационные проекты. Рассказывает Александр Шумилин — председатель Государственного комитета по науке и технологиям (Республика Беларусь): "Конечно, у нас очень много реализовано в рамках между Белоруссией и Россией, более 40 уже сегодня программ. Ну, всегда визитная карточка – это космос, потому что понятно, что проекты, связанные с космосом, для Белоруссии самой, как государства – они просто не по силам. Тем не менее, мы запустили несколько лет назад, совместно с россиянами, спутник, и сегодня и оптика, и ряд элементной базы, защитной базы, и других – используется в совместных разработок уже и на российских, и на белорусских спутниках. Мало того, эта продукция экспортируется".
