ФАС предложила РЖД организовать онлайн-торговлю услугами по перевозке

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ рекомендовала ОАО "Российские железные дороги", как собственнику АО "Федеральная грузовая компания" (ФГК), организовать на электронной площадке спотовую торговлю услугами по перевозке, пишут в среду "Ведомости". "Цель - дать возможность грузоотправителю размещать заказ напрямую на электронной торговой площадке РЖД. В первую очередь это направлено на привлечение малых и средних грузоотправителей", - отмечает издание, приводя слова советника главы ФАС Павла Шпилевого. Рекомендация является поведенческим условием по согласованной ведомством сделке, предполагающей передачу в аренду ФГК парка ООО "УВЗ-Логистик" (УВЗЛ, совместное предприятие "Уралвагонзавода" и его партнеров). Монополия должна будет привлечь на эту площадку вагонный парк ФГК и других операторов на недискриминационных условиях. "Вагоны, задействованные на электронной торговой площадке, могут получить ряд преференций: скидку на порожний пробег и автоматическое подтверждение плана перевозки", - сказал Шпилевой, уточнив, что прорабатываются и другие стимулирующие механизмы. Сроки запуска электронной торговой площадки должны быть согласованы со службой до конца апреля. "Задачи этой площадки - оптимизация загрузки инфраструктуры РЖД, упрощение заказа перевозки для малых и средних грузоотправителей, а также прозрачное ценообразование на услуги по предоставлению вагонов", - подчеркнул представитель ФАС. Представители "Российских железных дорог" и "Федеральной грузовой компании" не стали комментировать изданию предписания ведомства до получения документа. Сотрудники двух ж/д операторов, опрошенные изданием, уверены в том, что предписания Федеральной антимонопольной службы будут играть на руку ФГК и создадут для нее дополнительные преференции. Операторская услуга - это не просто предоставление подвижного состава для перевозки, это целый комплекс логистических решений, сформированный под конкретного клиента, такая услуга не может быть биржевым товаром, поэтому вывод вагонов на электронную площадку с расчетом на спотовый сегмент вряд ли станет массовым явлением, сказал, между тем, газете представитель "Трансойла". Источник "Ведомостей" в одной из крупнейших компаний-операторов считает, что применение указанных ФАС преференций приведет к деформации сложившихся, отработанных технологий работы на операторском рынке. ФГК сможет получить инструмент для коррекции цен на рынке: за счет размера парка "дочка" РЖД может предлагать такие ценовые условия, которые недоступны мелким и средним владельцам вагонов - устанавливать нижние ценовые пределы, считает собеседник газеты. Еще одно поведенческое условие, которое выставило ведомство - ФГК должна будет заблаговременно предупреждать службу об увеличении стоимости перевозки более чем на 7,5%, прилагая к этому экономическое обоснование, добавляет издание. Такие же рекомендации получат и другие операторы, сказал газете представитель антимонопольной службы. При привлечении вагонов УВЗЛ ФГК вплотную приблизится к крупнейшему в РФ владельцу вагонов - АО "Первая грузовая компания" (актив Владимира Лисина) - и обгонит ее по количеству полувагонов, самого популярного типа подвижного состава, замечают "Ведомости". По состоянию на начало 2016 года в парке "УВЗ-Логистик" с учетом финансового лизинга было 37,672 тыс. вагонов (в том числе 28 тыс. полувагонов и 9,5 тыс. цистерн). ФГК управляла 129,5 тыс. вагонов (полувагонов у нее 98 тыс.).