"АвтоВАЗ" полон противоречий, но сохраняет надежду на лучшее

Тольяттинский гигант "АвтоВАЗ" летом отметит полувековой юбилей. В преддверии памятной даты на предприятии сменилось руководство. На смену шведу Бу Андерссону пришел француз Николя Мор. Крупнейший в Восточной Европе автозавод на рокировку отреагировал спокойно. Рабочие верят: дела у концерна налаживаются. У проходной Волжского автозавода главные темы обсуждений — не погода или футбол, а два иностранца: швед и француз. Первый, Бу Андерссон, покидает кресло главы предприятия. Второй, Николя Мор, приходит ему на смену. Многие по традиции ждут изменений к лучшему. "Ждем лучших времен от нового руководителя", — признается один рабочий. "Цены выросли, а зарплаты остались на прежнем уровне", — сетует другой. "Зарплата — самое главное. Труд-то тяжелый, в принципе, оплачиваться должен нормально. А мы копейки получаем", — говорит третий. "АвтоВАЗ" полон противоречий. Часть работников встречают трудности с высоко поднятой головой. И взаимоотношение между сотрудниками и руководством оценивают весьма высоко. "По 10-балльной системе баллов 8 мы выдерживаем, это точно, — рассказывает старший рабочий Сергей Глазьев. — В связи с кризисом, в связи с плавным выпуском автомобилей. Сохранить количество людей и выживать в таких условиях без поддержки государства, вышестоящего руководства практически невозможно". Помимо житейских моментов, задача номер один — обеспечить качество, которому позавидовал бы любой немец. На производстве в Тольятти внедряют новые системы, обновляют оборудование. И это все удается делать в то время, пока автомобильный рынок ушел в глубокий минус. Ведь если не сделать этого сейчас, спада на производстве избежать не получится. В одном из цехов предприятия ведутся финальные работы по сборке, настройке и проверке "Лады Гранты" и "Калины". В две смены четыре дня в неделю здесь трудятся почти 300 человек. За неделю с конвейера сходит до двух с половиной тысяч машин. Здесь говорят, что могли бы работать и больше. Только аппетиты рынка сейчас небольшие. Решение убрать один рабочий день — наименьшее из зол. Ведь между сокращением смен или сотрудников выбирать долго не приходится. За пульсом Волжского завода пристально следят местные автодилеры. Ведь они первые узнают, когда продажи машин начинают "оживать". Это в первую очередь относится к отечественной продукции. "Спад был, сейчас ситуация налаживается, — говорит Александр Прокофьев, продавец автомобилей. — Завод внедряет акции на прошлогодние автомобили". "Раскачать" рынок помогают флагманы российского производителя — абсолютно новые XRAY и "Веста". Это именно тот задел, который есть у нового президента концерна, чтобы раскрыть весь потенциал компании. Тем не менее, Николя Мору предстоит решить и немало проблем. Например, как избавиться от закупки деталей преимущественно у иностранных поставщиков. Ведь Тольятти, по сути, моногород, чья экономика ориентировалась на "АвтоВАЗ". Здесь работают десятки производителей комплектующих. Но после того, как упор был сделан на поставки из-за границы, многие распрощались с этим бизнесом. Чтобы оценить важность "АвтоВАЗа" для Тольятти, достаточно взглянуть на его историю. В 1970 году с конвейера сошла знаменитая "копейка", а сам "АвтоВАЗ" был основан всего лишь за 4 года до выпуска первой машины. То есть этим летом концерну исполняется 50 лет. И вот сейчас уже разрабатываются такие концепт-кары, которые по своему виду напоминают маститых итальянцев. Здесь говорят: полвека назад с появлением "АвтоВАЗа" Тольятти заново родился. Сотни тысяч машин сейчас покоряют полтора миллиона километров российских дорог. Легендарные "копейки" и "шестерки" стали частью истории. За это время была и мода на "фирменный" баклажановый цвет и на бесконечный тюнинг. Сейчас концерн начинает выбираться из финансовых трудностей. А пока в Тольятти еще не могут оправиться от масштабных сокращений последних двух лет. За это время количество рабочих мест на автозаводе уменьшилось на 22 тысячи. Тем не менее, большая часть людей смогла найти себе работу в городе. "Сейчас безработица растет, она достигла порядка 10 тысяч человек, которые официально зарегистрированы в службе занятости, — рассказал Сергей Андреев, мэр Тольятти. — Но те цифры, которые вы называли, значительно больше, чем те, что официально оформились на бирже труда. Это означает, что люди нашли работу на других производствах, в сервисе, в сфере услуг. А часть людей была пенсионного возраста, которые заслуженно отдыхают". Местные власти уже готовят новому главе "АвтоВАЗа" свои предложения. Городу важно, чтобы завод загрузил местных производителей автокомпонентов. Надеются на крупнейший в стране конвейер и в социальном плане. Ведь теперь российская автомобильная продукция получила нестандартную конкурентную опцию в виде низкой цены. И все из-за курса рубля. А значит, должны вырасти спрос, в том числе за рубежом, продажи и приток средств в Тольятти.

"АвтоВАЗ" полон противоречий, но сохраняет надежду на лучшее
© Вести.Ru