Металлурги критикуют возможную консолидацию парка вагонов из-за угрозы монополизации рынка
МОСКВА, 16 марта. /ТАСС/. Некоммерческое партнерство "Русская сталь", объединяющее крупнейших производителей металлургической продукции в РФ, предлагает провести анализ последствий возможных сделок в рамках консолидации парка вагонов и создания глобального оператора вагонов на рынке грузоперевозок для предотвращения монополизации рынка. Об этом говорится в сообщении партнерства. Ранее Государственная транспортно-лизинговая компания (ГТЛК) разработала план "Ураган", который подразумевает сосредоточение у одной структуры около 200-250 тыс. полувагонов, принадлежащих подконтрольным государству лизинговым компаниям. Затем вагоны предлагается передать в аренду крупному игроку - Федеральной грузовой компании (ФГК, 100%-ная "дочка" РЖД), Первой грузовой компании (ПГК, принадлежит Владимиру Лисину), "Нефтетранссервису" или иному оператору. Тот, в свою очередь, должен будет списать около 100 тыс. единиц старого парка и поднять ставку за предоставление вагона с текущих 550-600 руб. в сутки до уровня, предусмотренного прейскурантом 10-01 (около 830 руб. в 2016 г.). "Считаем необходимым привлечь ФАС России, Минэкономразвития, Минтранс и Минфин к анализу последствий возможной монополизации рынка", - отмечает "Русская сталь". Угрозы консолидации Среди негативных последствий консолидации парка вагонов НП "Русская сталь" видит появление на рынке крупнейшего игрока с прогнозируемой долей рынка около 35% и увеличение арендных ставок до 800 рублей за вагон в сутки и выше (при действующей ставке 450 - 500 рублей за вагон в сутки). При этом оставшийся рынок незамедлительно скорректирует свои предложения до этого уровня, считают в НП. По мнению ряда отраслевых экспертов, подобная консолидация вагонного парка рассматривается как один из возможных вариантов поддержки госкомпаний, в том числе "ВЭБ- лизинг" и "ТрансФин-М". "В этом случае проблемы лизинговых компаний, связанные с недальновидной инвестиционной политикой и неэффективным управлением парком подвижного состава со стороны операторов, ложатся на плечи грузоотправителей и других участников рынка", - отмечает НП "Русская сталь". Также в партнерстве уверены, что рост вагонной составляющей отрицательно скажется на финансовых результатах деятельности ОАО "РЖД". Ввиду роста общей стоимости транспортировки грузоотправители будут чаще обращаться в РЖД за получением скидок к железнодорожному тарифу. Можно предположить, что общий рост ставок приведет к оттоку части грузов на автомобильный транспорт, считают в НП. Кроме того, при резком росте арендной ставки может наступить ситуация, когда грузовладельцу станет выгоднее снова создавать собственный парк, отмечается в сообщении. Ранее с критикой по возможной консолидации парка вагонов выступала компания "Русал", крупнейший в мире производитель алюминия. Компания против создания глобального оператора вагонов на рынке грузоперевозок, поскольку это грозит снижением объемов перевозок и сокращением действующих производств. НП "Русская Сталь" объединяет крупнейших производителей металлургической продукции в России, которые производят 98% чугуна, около 90% стали, около 60% труб, а также значительную долю сырья для металлургической промышленности.
