Закон на страже прав молдавского покупателя: Вернуть товар, получить неустойку, потребовать компенсации и не остаться в дураках!
Вчера, 15 марта, отмечался Всемирный день прав потребителей. По статистике, каждый второй из нас минимум раз в жизни сталкивается с нарушением своих потребительских прав. Это данные соцопросов, а фактически число пострадавших гораздо больше: многие даже не догадываются, что в некоторых обидных ситуациях вполне успешно можно было «качать права», получить компенсацию или хотя бы избежать потерь. В этой статье мы собрали самые важные и полезные правила, которые обязательно пригодятся вам на практике. А также - советы, как грамотно себя вести, чтобы оказаться в выигрыше с наименьшими затратами времени и нервов. 1. Покупаем по ценнику Многим знакома одна из самых частых «кризисных» уловок: на кассе выясняется, что в ценнике «старая» цена, товар подорожал, и в чеке будет другая сумма. Не расстраивайтесь: вы имеете полное право заплатить столько, сколько указано на ценнике. Если кассир не готов решить вопрос в вашу пользу, просим пригласить менеджера магазина и цитируем: - по Закону «О защите прав потребителеи » (статья 20) торговая точка обязана предоставлять покупателю достоверную информацию о цене товара; - (пункт 5) требует, чтобы продавцы и исполнители услуг информировали потребителей о продажной цене продукта и о цене единицы измерения продукта (когда это возможно). Все ошибки, включая «устаревшую» стоимость на ценнике - это проблемы магазина, которые покупателя не касаются. 2. Требуем возврата денег Вы можете смело предъявлять претензии, если производственные дефекты товара «всплыли» после окончания гарантии в пределах двух лет со дня покупки (пункт 11 статьи 13 Закона «О защите прав потребителеи » ). При этом продавец вправе попросить у вас заключение независимой экспертизы, подтверждающее, что недостатки возникли до передачи товара покупателю (т.е. являются скрытым производственным браком). Если экспертиза докажет это, магазин будет обязан компенсировать вам ее стоимость. Поэтому на практике нередко продавцы проводят экспертизу сразу за свой счет либо вовсе не настаивают на ней. Обратите внимание: в любом случае экспертиза должна быть независимой, ее не могут делать сотрудники самой торговой фирмы. 3. Получаем аналогичную вещь на время ремонта Это ценное правило касается товаров длительного пользования, в первую очередь бытовой техники, гаджетов и т.п. Если вы сдаете такой товар в гарантийный ремонт, то можете потребовать, чтобы вам выдали аналогичную вещь во временное пользование. Ссылка - на пункт 9 статьи 13 Закона «О защите прав потребителеи ». Важные условия: - сервис-центр должен предоставить подменный товар в течение 3 дней и доставить его за свой счет; - товар должен иметь те же основные потребительские свойства, что и сданный в ремонт. То есть, к примеру, на время ремонта айфона вам должны выдать смартфон, а не старинную «трубку» без выхода в Интернет; 4. Грамотно пользуемся «правилом 14 дней» Это правило гласит: потребитель, купивший технически сложный товар и обнаруживший дефект, вправе обратиться за возвратом денег либо заменой на новый товар в течение 14 дней после приобретения. Если такой срок истек, возможен только ремонт, обычно поясняют продавцы. На самом деле это не вся правда. Зачастую от покупателя скрывают, что потребитель вправе потребовать возврата денег (либо замены на новый товар) даже по истечении указанного срока. Это возможно, если а) дефект является существенным, то есть его невозможно устранить либо он появляется повторно после предыдущего ремонта; б) техника сдана в ремонт, и он затягивается дольше положенного срока. 5. Меняем или сдаем ненужную покупку Если вы раскаиваетесь, что потратились на очередную покупку, в том числе потому, что она сейчас не по средствам, то можно отыграть назад. Благодаря статье 14 Закона «О защите прав потребителеи » можно обменять не подошедший качественный товар либо сдать его и получить деньги, если у продавца в момент вашего обращения не окажется нужной модели (цвета, фасона, комплектации). Воспользоваться таким правом можно в течение 14 дней после приобретения при условии, что вещь не была в употреблении, сохранен ее товарный вид, ярлыки, этикетки и т.п. На практике некоторые магазины сейчас добровольно продлевают срок обмена/возврата до 30 дней, так что уточняйте у продавцов. Важно: есть перечень товаров, которые нельзя обменять или сдать, если они являются качественными, но не подошли вам по каким-либо параметрам. 6. Получаем скидку за просрочку исполнения заказа При заказе каких-либо услуг или работ - по установке пластиковых окон, изготовлению мебели, любом ремонте зачастую мы сталкиваемся с затягиванием сроков. Это - безусловный повод потребовать скидку. Точнее, закон предусматривает неустойку за каждый день просрочки выполнения работ/оказания услуг: по 5% от стоимости данного заказа (пункт 1 статьи 27 Закона «О защите прав потребителеи »). Максимальный размер неустойки не может превысить цену заказа. На практике нередко бывает проще договориться с исполнителями о снижении платы за работу на сумму неустойки, то есть фактически о скидке. 7. Требуем двойную компенсацию, если вещь изуродовали в химчистке Это правило подойдет также для прачечных, ремонтных мастерских, ателье и прочих мест, куда мы сдаем свои вещи для каких-либо манипуляций с ними. Согласно статье 18 Закона «О защите прав потребителеи » в случае повреждения или утраты вещи, принятой от заказчика, исполнитель обязан в десятидневный срок предоставить аналогичную вещь либо выплатить двойную цену. Если вещь не была оценена при оформлении заказа, то ее стоимость можно определить путем оценочной экспертизы. ТОЛЬКО ЦИФРЫ В прошлом году в Агентство по защите прав потребителей Молдовы обратились 10 тысяч человек. Было направлено 1199 петиций, принято 8059 звонков на горячую линию. 5028 жалоб на некачественные услуги, 183 на продовольственные товары. Общий размер компенсаций потребителям составил 758 тысяч леев.
