Оборонка на подъеме: российские военные заводы модернизируют производство

Объем гособоронзаказа в 2015 году составил 1,8 трлн рублей. Сегодня эти колоссальные средства означают не только военный потенциал России, но и функционирование тысяч научно-исследовательских организаций и производственных предприятий. О том, какую продукцию выпускает российский оборонно-промышленный комплекс России, что экспортируют и как справляются с внешнеэкономическими вызовами, сайту телеканала «Звезда» рассказали участники отрасли. Введение санкций в отношение России стало импульсом для введения импортозамещения в экономике и в том числе в оборонно-промышленном комплексе. Нельзя сказать, что прошедший год стал простым для гособоронзаказа в силу его объема и сложности. Об этом еще в начале прошлого года в своем блоге в Twitter писал вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин. Тем не менее, возможности российского ОПК подстроились к внешним условиям благодаря своей истории и программе поддержки, разработанной правительством. Так, Государственная программа вооружений до 2020 года предусмотривает более 19 трлн рублей. В конце февраля в Кировской области открылся завод про производству ракет для зенитно-ракетных комплексов С-400 и С-500. В строительство первого завода средств ПВО в постсоветской России, построенного с нуля, концерн воздушно-космической обороны «Алмаз-Антей» инвестировал 20 млрд руб. Стоит отметить, что многие заводы, которые пережили сокращение гособоронзаказа в 90-х, сегодня представляют из себя современные предприятия. Они выпускают не только конкурентноспособную продукцию, но модернизируют собственное производство и подстраиваются под внешнеэкономические условия. Тяжелое машиностроение Одним из уникальных предприятий выполняющим гособоронзаказ досрочно является «Уралвагонзавод». Данный показатель он держит уже несколько лет, ежегодно поставляя 1500 новых, модернизированных и отремонтированных машин для российской армии, а также сотни единиц военной бронетехники на экспорт. Как сообщили в пресс-службе предприятия, сорок заводов корпорации загружены государственным оборонным заказом и многомиллиардными иностранными заказами на военную технику. Доля продукции завода техники в сухопутных войсках составляет 60%. По данным Стокгольмского института исследований проблем мира (SIPRI), Уралвагонзавод увеличил продажу вооружений на 72,5%, что является наивысшим показателем среди рассмотренных исследователями российских компаний. Портфель экспортных контрактов корпорации в 2016 году превышает 240 млрд. рублей. При этом стоит отметить, что корпорация развивает и гражданское направление, выпуская вагоны и цистерны для российских и иностранных заказчиков Азербайджана, Ирана, Туркмении и Казахстана. Модернизация оборудования При этом предприятия, которые входят в корпорацию техперевооружаются и увеличивают долю гражданской продукции. В первом квартале 2016 года НПО «Электромашина», входящая в корпорацию «Уралвагонзавод», приступит к реализации проекта по строительству единого испытательного центра. Этот проект, а также ряд других, в том числе по реконструкции теплоэнергетического комплекса, проходит в рамках исполнения Федеральной целевой программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011-2020 годы», которая реализуется на многих предприятиях корпорации «Уралвагонзавод». В результате техперевооружения механозаготовительного производства на «Электромашине» внедрено 43 единицы оборудования. По словам специалистов предприятия, текущая инвестиционная деятельность сводится к автоматизации бизнес-процессов на предприятии. «В этом году предприятие внедрит автоматизированную информационную систему для опытного производства, которая даст возможность планировать затраты и вести учет при реализации НИОКР», - сообщил директор по стратегическому и инновационному развитию АО «НПО «Электромашина» Леонид Зелепухин. Он отметил, что сегодня ведется актуализация стратегии развития предприятия до 2020 года, основным направлением которой останется производство продукции специального назначения для объектов вооружения и военной техники. «При этом большая часть продаж будет приходиться на изделия для новых перспективных колесных и гусеничных шасси», - пояснил Зелепухин, добавив, что это позволит обеспечить распределение производства военной и гражданской продукции в соотношении, близком к 50/50. Стоит отметить, что заводы с огромной историей продолжают модернизацию производства. Так, основанное в 1924 году ивановское предприятие легкой промышленности по производству парашютов и специальной одежды для российских военнослужащих «Полет». «В 2011 году завод полностью развернул свои мощности на базе новой площадки, которая в 2007-2011 гг. подверглась полной реконструкции и модернизации. Тогда завод инвестировал в строительство и реконструкцию производства, покупку раскройного и швейного оборудования, ввод в эксплуатацию новой котельной, благоустройство территории», - рассказала директор завода «Полет» Юлия Портнова. Она отметила, что на предприятии принята 5-летняя программа дальнейшего развития технического перевооружения: закупка современной автоматизированной техники, что позволит значительно сократить сроки ввода в эксплуатацию новой производимой предприятием техники. Программа импортозамещения Из-за разрыва отношений с Украиной и западных санкций некоторые российские заводы, использующие в своем производстве иностранные комплектующие, оказались в сложной ситуации. Однако программа импортозамещения, которая была утверждена российским правительством, должна помочь справится с этой ситуацией. Например, газотурбинные аппараты для российских десантных кораблей, которые производились украинскими предприятиями, сегодня могут разработать российские предприятия. «Двигатели к катерам "Мурена" относятся к авиационному типу, подобные установлены на вертолетах Ми-8. Двигатели к кораблю способно разработать НПО "Сатурн" в городе Рыбинске», – сообщили в «Объединенной судостроительной корпорации». Подобная ситуация сложилась и с авиастроением. В этой отрасли двигатели для некоторых самолетов также производились на Украине. В этой связи, российские предприятия начинают собственное производство двигателей для самолетов. Сроки, стоит отметить сжатые. Так, Уфимское моторостроительное производственное объединение в 2018 году начнет выпуск двигателей семейства РД-33 для самолетов МиГ. «Сроки нам установили 31 декабря 2017 года, когда УМПО должно полностью выйти на серийное производство этих двигателей. Данные двигатели будут иметь четыре модификации. Если говорить о товарной продукции – это порядка 100–150 двигателей в год до 2025 года, это наш дополнительный объем, на который мы рассчитываем», - рассказал в интервью ТАСС управляющий директор завода Евгений Семивеличенко. УМПО - крупнейший производитель авиационных двигателей в России. Входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию. Основными видами деятельности являются разработка, производство, сервисное обслуживание и ремонт турбореактивных авиационных двигателей и газоперекачивающих агрегатов, производство и ремонт узлов вертолетной техники. Также, на самарском предприятии Объединенной двигателестроительной корпорации ПАО «Кузнецов» возобновляется производство стратегических бомбардировщиков Ту-160. По словам замминистра обороны РФ Юрия Борисова уже в этом году Минобороны РФ должно получить пять двигателей установочной партии в соответствии с заключенным контрактом. Высокоточное производство Кроме того предприятия «Объединенной приборостроительной корпорации» продолжают запускать новые технологии по производству микроэлектроники. По словам замгендиректора ОПК Андрея Чендарова, в России завершили создание технологии под названием «Крутизна». Он отметил, благодаря новой технологии увеличится функциональность устройств, повысится производительность, уменьшатся габариты новых приборов. В этой связи доминирование иностранных компаний на рынке микроэлектроники и их влияние на российское производство благодаря укреплению отечественной промышленности станет меньше. Именно поэтому создание электронно-компонентной базы одна из главных задач на повестке дня. В этом плане космическая отрасль, которая работает на военных, продолжает наращивать производство. Очередным успехом отрасли стало выведение на орбиту в начале февраля космического аппарата «Глонасс-М» №51 производства компании «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва». Новый космический аппарат системы ГЛОНАСС сменил на орбите самый долгоживущий в группировке спутник «Глонасс-М» №14, который переведён в орбитальный резерв. В итоге в орбитальной группировке ГЛОНАСС по целевому назначению используются 22 космических аппарата. «Мы постоянно следим за современными тенденциями в области спутникостроения, используем и создаем передовые технологии на всех этапах создания космических аппаратов. Ежегодно наша компания вкладывает серьезные средства в модернизацию производства, чтобы обеспечить изготовление конкурентоспособной продукции в соответствии с высочайшими международными стандартами», - сообщил генеральный директор «ИСС» им. Академика М. Ф. Решетнева» Николай Тестоедов. Стоит отметить, что качественную связь для российской армии обеспечивают не только спутники, но и наземные станции производства «Рязанского Радиозавода». Техническое перевооружение завода позволили дополнить парк оборудования заготовительного производства, а рационализаторские предложения сотрудников завода позволило сэкономить предприятию 788 тысяч рублей за 2015 год. «Разработки «Рязанского радиозавода» интересны и зарубежным странам. В частности, переговоры о поставках ведутся с Ираком, Саудовской Аравии, Кувейтом, Египтом, Нигерией», - рассказал начальник отдела Рязанского радиозавода Александр Зинков. В этом плане, российский оборонно-промышленный комплекс может не только обеспечить выполнение гособоронзаказа 2016 года, внедрив программу импортозамещения, но и обеспечить выполнение международных контрактов на поставку вооружений.

Оборонка на подъеме
© ТК Звезда