В 2015 году количество заявок с подозрением на мошенничество выросло на 50%. Если в 2014 году было зафиксировано 244 тыс. подозрительных заявок, то за 2015 год их количество составило более 362 тыс. При этом общий поток кредитных заявок сократился на 30%, что свидетельствует об активизации мошенников и общем ухудшении качества входящей популяции заемщиков, с которым столкнулись банки в прошлом году. Таковы данные анализа, проведенного Объединенным Кредитным Бюро (ОКБ). Наибольшее количество «плохих» заявок пришлось на декабрь 2015 года — более 50 тыс. заявлений носили признаки потенциального мошенничества, в декабре 2014-го таких заявок было не более 27 тыс. Изменилась за 2015 год и типология мошеннических заявок. В 2014 году 45% всех подозрительных заявок приходилось на совпадение с уже известными случаями мошенничества, в 2015-м этот показатель снизился до 35%. Соотношение этого типа заявок к общему входящему потоку заявлений практически не изменилось, что говорит о сохранении прежнего уровня активности организованных групп мошенников. Однако в 2,5 раза выросло количество заявок, в которых используются недостоверные данные о работодателе. Доля этого показателя в общем количестве подозрительных заявок также за прошедший год выросла с 10% до 24%. Это говорит о новом популярном мошенническом тренде – росте количества обращений граждан к различного рода «посредникам в получении кредита», которые за вознаграждение помогают им подтвердить фиктивные доходы и занятость с целью получения кредита. «В 2015 году наблюдался всплеск попыток мошенничества на кредитном рынке, что характерно для периодов экономической нестабильности. При этом мы видим, что основным драйвером роста являются не организованные группы мошенников, а новая популяция заемщиков, которая прежде не воспринималась банками в качестве «плохих» клиентов», — заявил генеральный директор ОКБ Даниэль Зеленский. По его словам, в условиях падения реальных доходов и потери работы некоторые категории граждан начинают испытывать острую потребность в заемных средствах. «Не имея возможности получить кредит в условиях ужесточения требований банков к заемщикам, заемщики идут на незначительные с их точки зрения махинации о своем социальном статусе или уровне дохода. Поскольку самостоятельно сделать это довольно сложно, они обращаются за помощью к третьим лицам в обмен за вознаграждение. Информация о таких услугах в большом количестве присутствует в интернете и на улицах городов», — заявил он. Банкам довольно сложно противодействовать этой новой популяции мошенников, так как ранее они вполне могли быть законопослушными, а также могут обладать неплохой кредитной историей. В текущей ситуации для банков на первый план выходит тщательная всесторонняя проверка заемщиков с привлечением всех возможных внешних источников информации», — отметил Зеленский.
