Из-за падения доходов и девальвации рубля россияне в 2015 году снизили потребление шоколадных изделий, при этом увеличив потребление печенья, пряников и вафель, следует из доклада исследовательской компании "Nielsen" (доклад имеется в распоряжении "Газеты.Ru"). В 2015 году продажи шоколадных изделий снизились на 3% в натуральном выражении, что объясняется ростом цен и снижением покупательской способности россиян. "Шоколад - это не предмет первой необходимости, поэтому его потребление сокращается", - пояснил представитель "Nielsen" Сергей Гламазда. По данным Центра исследований кондитерского рынка (ЦИКР), потребление шоколадных изделий упало еще сильнее - на 8,4%, до 3,99 кг в год на человека. В первую очередь это обусловлено тем, что россияне отказываются от дорогих импортных продуктов. В то же время, падение спроса на шоколад выгодно отразилось на производителях мучных кондитерских изделий: продажи печенья, пряников и вафель выросли в 2015 году на 6, 7 и 9% соответственно, следует из данных Nielsen. В денежном выражении продажи печенья увеличились на 21%, пряников - на 24%, а вафель - на 25%. Изменения в предпочтении россиян объясняются фактором цены. По данным Росстата, килограмм печенья в России в январе в среднем стоил 140 руб., пряников - 118 руб., а шоколада и шоколадных конфет - 752 руб. и 570 руб. соответственно. Темпы роста цен на шоколад и шоколадные изделия в течение года были заметно выше, чем на пряники и печенье. В то время как шоколад в среднем подорожал на 33,5%, стоимость пряников выросла только на 16%. Ранее компания "Nielsen" писала, что россияне приняли "кризисную реальность" и не верят в скорый "отскок".
