Челябинск рискует остаться без общественного транспорта – о нехорошей тенденции, уничтожающей муниципальные автобусы, троллейбусы и трамваи, заговорило все больше экспертов. Тем более что на днях стало известно: автотранспортные предприятия, скорее всего, ждет процедура банкротства – из-за долга в полмиллиарда рублей. Исчезнет ли муниципальный транспорт с челябинских улиц и что может прийти ему на смену – попыталась разобраться корреспондент ГТРК "Южный Урал" Яна Сконечная. Челябинские автобусы и трамваи напоминают ведра не только ржавые, говорят экономисты, но и бездонные. Убыточность городского транспорта – это уже какая-то закономерность. "Сегодня есть долги у этих предприятий, которые копились годами, с 2008 года, – отмечает Евгений Тефтелев, глава Челябинска. – К сожалению, вопросы долгов в пенсионный фонд не были решены, накопились очень большие долги". Речь идет о полумиллиарде рублей и о двух муниципальных предприятиях – "Челябавтотранс" и "ЧелябГЭТ". То есть, по сути, обо всех троллейбусах, автобусах и трамваях города. Ситуация не нонсенс. Из года в год эти МУПы объявляют себя убыточными и их долги покрываются из городской казны. - Как дела в России? Воруют! Именно такой простой причиной объясняет вечную убыточность челябинский политолог. Андрей Лавров называет МУПы "кормушкой" для руководителей и чиновников. Говорит, в экономике этих муниципальных предприятий все заточено на то, чтобы никто не понял, куда потрачены деньги и почему их не хватило. "Десять лет назад пытались разбираться, когда в очередной раз нужно было покрывать эту сумму. Я тогда работал начальником информационного управления в Гордуме под руководством Сергея Комякова, и он пытался разобраться, – вспоминает Андрей Лавров, политолог. – Сколько ни вызывали людей, с главой города это делалось, – никто ничего не понял. То есть прекрасные экономисты не могут понять, что там происходит на самом деле". Вникнуть в дебет и кредит Гортранса не удалось и съемочной группе южноуральских "Вестей" – компания просто проигнорировала запросы журналистов. Некоторые эксперты, впрочем, подсчитали: на самом деле прибыль транспортных МУПов в Челябинске за год составила несколько миллиардов рублей. Почему тогда предприятия оказались в предбанкротном состоянии? "При нормальной организации, например, на трамвае, самом эффективном городском транспорте, операционные расходы на одну поездку одного пассажира – 3 рубля, – считает Яков Гуревич, эксперт по инфраструктурным вопросам. – У нас сейчас проезд 20 рублей и при этом 10 рублей убытков. Ну вот что нужно было сделать, чтобы довести до такого состояния?" Транспортные МУПы уничтожают намеренно, уверен эксперт Яков Гуревич. Эти предприятия, может быть, и кормушки, но, обанкротив их, можно получить еще больше денег. Ходят слухи, что челябинские власти хотят вообще убрать громоздкий транспорт из города, а на освободившиеся направления запустить маршрутки определенной компании. О своем намерении зайти на рынок челябинских перевозок говорили и московские инвесторы. "Будет ли это частный инвестор или государственный – покажет время и вся ситуация. Должен быть разработан бизнес-план, выработана дорожная карта оздоровления предприятия. Если же не получится это сделать, то тогда будет частный инвестор", – комментирует Александр Павлюченко, депутат Челябинской городской Думы. Этот вариант развития событий – передачи муниципального транспорта в частные руки – эксперты вообще называют катастрофой. Частный инвестор в таком случае возьмет в заложники весь город и будет диктовать свои условия и цены. Между тем Гортранс может быть рентабельным, уверен бывший мэр Миасса Владимир Григориади. 20 лет назад он внедрил в отдельно взятом городе "транспортный коммунизм". Пассажиры тогда вообще не платили за проезд – и так продолжалось целых 10 лет! Тем не менее, перевозчики не разорились. Главное, говорит, – грамотное руководство и... эстетика. "Нужно сделать так, чтобы на общественном транспорте можно было ездить с удовольствием. Когда мы ввели бесплатный проезд, я заставлял занавески вешать на окна, мыть троллейбусы и автобусы вовремя", – говорит Владимир Григориади, экс-глава Миасса, автор идеи "транспортного коммунизма". О трамваях, в которых было бы приятно ездить, челябинцам можно только мечтать, хотя выпускают современные составы под боком – в Усть-Катаве. Челябинские власти ссылаются на дороговизну таких вагонов – около 15 миллионов за состав. А эксперты утверждают: денежных вливаний в электротранспортное предприятие не делают намеренно – хотят уничтожить. Тем не менее, на днях глава Челябинска заявил: абсолютно весь общественный транспорт ждет финансовое оздоровление. Затем, если это не поможет, в апреле стартует судебный процесс по банкротству транспортных МУПов. И, скорее всего, этого избежать не удастся – в сегодняшнем виде автотранспортные предприятия просто не могут существовать. Под яркими наклейками на автобусах и троллейбусах скрываются прогнившие насквозь кузова, а прибыль оседает в чьих-то карманах. Поэтому, если от руководства города не последует решительных шагов, скорее всего, весь транспорт все-таки перейдет в частные руки. Сколько тогда будет стоить проезд в автобусе или трамвае – остается только предполагать.
