Выборная кампания в одномандатном округе может обойтись дешевле 50 млн

На портале «Политаналитика» опубликован доклад Директора АНО «НИЦ «Особое мнение» Екатерины Курбангалеевой , посвященный специфике предстоящих выборов депутатов Госдуму в одномандатных округах. «В преддверии думских выборов одним из наиболее актуальных вопросов для кандидата и или партии, вызывающих также неподдельный интерес у заинтересованных наблюдателей (политтехнологи, СМИ, эксперты и пр.), является вопрос бюджета избирательной кампании в одномандатном округе,» — указывается в докладе. «На тему стоимости кампании депутата-одномандатника наиболее часто и определенно на данный момент высказывались в основном политтехнологи, что, в общем, ожидаемо и объяснимо. В 2016 году профессиональный цех election makers ожидает самый большой спрос на их услуги за последние более чем 10 лет. Цифры звучали разные: от $750 тыс. до 100 млн. руб. (из расчета $10 на избирателя). В конечном итоге в результате нескольких обсуждений на профессиональных площадках остановились на вилке от 50 млн. руб. до 150 млн. руб. с учетом поправок на известность, коэффициентов по территориям и всевозможных прочих оговорок. На наш взгляд, такой разброс слишком велик и расплывчат, чтобы быть квалифицированным. Безусловно, говорить об определенных цифрах весьма затруднительно в силу отсутствия сложившегося профессионального рынка услуг (по понятным причинам он «схлопнулся» с исчезновением губернаторских и отменой мажоритарных выборов) и связанной с этим утратой большей части компетенций, неоднородностью регионов, общей социально-политической и экономической нестабильностью и прочими факторами.» — отмечается в докладе. «Однако предлагаемые подходы, точнее, один превалирующий — количество долларов на одного избирателя, следует, на наш взгляд, считать весьма поверхностным, не учитывающим реалии, а потому устаревшим, существующим во многом по инерции.» С учетом снижения политической конкуренции, снижения уровня платежеспособности потенциальных кандидатов или их «спонсоров», несвоевременности и некорректности привязки к доллару и валютному курсу, с учетом фактора «партийной синергии», Директор АНО «НИЦ «Особое мнение» оценивает среднюю стоимость региональной одномандатной кампании приблизительно в 56 200 000 рублей. Таким образом, ее расчеты отличаются в сторону реальности от предположений ее коллег, о которых ранее сообщало ИА REGNUM. Например, глава Политической экспертной группы Константин Калачев считает, что среди одномандатников есть и такие, чьи бюджеты достигнут от 100 до 300 миллионов. Но лимит для большинства — это 50−80 миллионов. Евгений Минченко , глава компании «Минченко консалтинг», считает, что стоимость избирательной кампании кандидата в одномандатном округе способна превысить сумму в 100 млн рублей. «Округа большие, 500 тысяч избирателей. Необходимо потратиться на достаточно большой объем исследовательских, организационных работ. Реклама, медиа, команда, консультанты — это все не бесплатно. И когда сегодня отдельные кандидаты говорят, что «мы в 200−300 тысяч рублей уложимся» — это отвратительное фарисейство. За 200−300 тысяч даже в гордуму не проберешься.» — заявляет эксперт. Однако прогноз Екатерины Курбангалеевой кажется заинтересованным наблюдателям наиболее реальным, а возможности «ужать» некоторые статьи расходов позволяют думать о том, что кампания одномандатника в регионе вполне может уложиться и в сумму меньшую, чем 50 миллионов рублей.