«Программ лизинга водных судов даст толчок развитию судоходства в России»
На сегодняшний день главная проблема судоходства — возраст парка. Износ водных судов достиг критического уровня — около 85% парка старше 25 лет, а износ оборудования по отрасли составляет 70%. Поскольку парк давно не обновлялся, технические характеристики судов устарели и нуждаются в комплексном изменении. К тому же, постановлением правительства РФ с 1 января 2015 года была запрещена эксплуатация на нефтеналивных судов без двойного дна и двойных бортов, и это также подтверждает тот факт, что данный сегмент остро нуждается в новых судах. Об этом заявил генеральный директор лизинговой компании «ТрансФин-М» Дмитрий Зотов, комментируя корреспонденту ИА REGNUM решение правительства о предоставлении в 2016 году субсидий российским пароходствам. «Финансовые сложности, возникающие при реализации судостроительных проектов, препятствуют полноценному развитию отрасли. Недостаток финансирования приводит к неконкурентоспособности транспортной продукции отечественного судостроения не только на мировом, но и на отечественном рынке. Сложившаяся ситуация с кредитованием отрасли судостроения не позволяет производствам реализовывать различные проекты. Европейские банки выделяют 80% от общей стоимости судна под 6−8% годовых, тогда как российские — всего 40−50% под 14−15% годовых», — пояснил эксперт. «Сейчас лизинг водных судов является наименее развитым сегментом рынка лизинга, но уже в скором времени может стать одним из самых перспективных направлений. Лизинг морских и речных судов составляет всего порядка 2,6% в портфеле лизинговых компаний, доля в объеме новых сделок за 9 месяцев составила 1,3%. Большой срок окупаемости водных проектов, высокие процентные ставки по кредитам, которые продолжают расти, и сокращение сроков финансирования не позволяют отрасли развиваться в полном объеме и привлекать достаточное количество инвесторов. Негативно влияет и длительность реализации строительства. ОСК уже предоставляла лизинговую программу, ориентированную на крупные проекты. Сумма контрактов должна была составлять не менее 2 млрд рублей. Однако требуется создание лизинговой программы и для небольших судовладельцев», — считает Зотов. «Таким образом, программа субсидирования крайне необходима для помощи в обновлении парка. Подобные программы уже дали толчок развитию автомобилестроения и обновлению парка железнодорожного состава. Благодаря подписанному постановлению отрасль получит поддержку и дальнейшее развитие», — резюмировал эксперт. Как сообщало ИА REGNUM, председатель правительства РФ Дмитрий Медведев подписал постановление о предоставлении в 2016 году субсидий 18 российским транспортным компаниям и пароходствам на закупку и лизинг 92 гражданских судов в рамках подпрограммы «Государственная поддержка» государственной программы «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2015−2030 годы». В результате реализации программы российское судоходство получит поддержку и дальнейшее развитие.