Офисы и ТРЦ никому не нужны
В 2016 году непростая ситуация ожидается на российском рынке коммерческой недвижимости. Если построенное жилье еще продается, а в массовых сегментах вообще иногда фиксируют некий рост, то с коммерческими помещениями совсем беда. Причем, это относится как к офисам, так и к торгово-развлекательным центрам. Офисы плохо продаются и сдаются в аренду по вполне понятной причине — в условиях кризиса многие работодатели либо вообще переводят сотрудников на домашний режим работы, либо переезжают в менее просторные и более дешевые офисы на окраинах Москвы. А трудности торгово-развлекательных комплексов тоже “на поверхности” — денег у людей сейчас стало меньше, торговать сейчас не так выгодно, как еще пару лет назад. Вот и получается, что потенциальные арендаторы и покупатели тысячу раз подумают, чем купят или арендуют себе пусть и современное, но дорогое по нынешним непростым временам помещение. По ожиданиям экспертов рынка сегмент коммерческой недвижимости в этом году ждут непростые времена. До конца декабря 2016 года на рынок Москвы выйдет около 460000 квадратных метров новых качественных центров. И даже несмотря на то, что это на 18 процентов уступит результату 2015 года, переизбыток свободных помещений на рынке коммерческой недвижимости будет ощущаться еще сильнее. Эксперты рынка отмечают, что 90 процентов ожидаемого объема составят объекты, ввод которых был перенесен с предыдущих лет. Например, именно на 2016 год заявлено открытие торговых центров “Ривьера”, “Моремолл Москва”, “Полежаевский”, “Рига Молл”, а также второй фазы торгового центра “Метрополис”. А постоянный переизбыток офисных и торговых площадей неминуемо приведет не только к существенному снижению цен на продажу и аренду, но и вообще может отправить столичный рынок коммерческой недвижимости в полную стагнацию. А для того, чтобы этого не случилось, ввод на рынок тех же самых торговых площадей должен сократиться. По мнению экспертов, именно так и будет — в перспективе ближайших двух-трех лет ввод торговых площадей в Москве будет снижаться. Например, директор агентства по продаже недвижимости “Омега” Константин Тарасов говорит, что новые торговые центры, которые могли бы выйти на рынок через пару лет, сейчас практически не заявляются. По словам эксперта, есть только небольшие, локальные проекты. “Кризис на рынке коммерческой недвижимости заставил застройщиков не только пересмотреть свои взгляды на проблему, но и внести коррективы в свои планы. Сейчас для этого сегмента самое главное — это удержаться на плаву. А сделать это можно только самыми радикальными методами — сокращением количества проектов и переносом их выхода на рынок на более поздние сроки”, — говорит Тарасов. Объективными причинами снижения девелоперской активности на рынке торговой недвижимости специалисты называют недоступность заемного финансирования и низкий спрос со стороны ритейлеров на новые проекты. Если прежде торговому комплексу для полного открытия требовалось около полугода, сегодня этот период составляет около двух лет. Финансовый аналитик Юлия Молоканова утверждает, что объем ввода торговых центров в 2015 году снизился по сравнению с показателем 2014 года сразу на 7 процентов и составил 560000 квадратных метров. Но это не принесло каких-либо дивидендов застройщикам — на конец 2015 года из выведенных на рынок площадей пустовало, по разным оценкам, от 20 до 30 процентов помещений. В общем, времена для торговых площадей будут непростыми. Но если введение в эксплуатацию новых площадей хотя бы немного затормозится, то есть шанс, что ситуация в сегменте коммерческой недвижимости выправится в течение ближайших двух-трех лет. А вот в 2016 году коренного перелома ситуации ждать не стоит.
