Михаил Эскиндаров. Как поддержать ВЭБ

Риторика, поднятая в СМИ относительно ситуации, сложившейся вокруг Внешэкономбанка, была направлена в ложное русло, считает Михаил Эскиндаров, ректор Финансового университета при правительстве России. Работу ВЭБа считают неэффективной и сравнивают с неэффективностью антикризисной программы правительства в целом. Бюджет банка требует докапитализации в 1,5 триллиона рублей. Подобная ситуация наносит ущерб в глазах иностранных инвесторов и является дополнительным аргументом для продолжения санкций. Российским властям приходится эмитировать дополнительные выпуски ОФЗ. МИНФИН Минфин ранее выдвинул несколько вариантов решения проблемы. Во-первых, конвертировать еврооблигации ВЭБа в еврооблигации Минфина. Во-вторых, погасить долг за счет бюджета и внебюджетных фондов. В-третьих, продажа активов ВЭБа. При первом приближении к проблеме – первые два варианта возможны, но они не могут быть реализованы, так как они все противоречат действующему законодательству. В законе о банке развития ясно написано, что банк не отвечает по долгам государства, а государство не отвечает по долгам банка. Что касается третьего варианта, он несет в себе другие риски. Банк покупал многие ликвидные активы по более высокой цене, что может ухудшить состояние баланса при их продаже по более низкой цене. Некоторые эксперты полагают, что подобная операция может принести банку убыток более 200 миллиардов рублей, отмечает Михаил Эскиндаров. Продавая акции российских "голубых фишек" на открытом рынке может негативно сказаться на конъюнктуре рынка и обвалить его. Искать "якорных инвесторов" потребует большего времени и роста накладных расходов. ВЭБ может продать часть или весь бизнес дочерних компаний, таких как – РФПИ, ЭКСАР, ВЭБ Инжиниринг и других 15 "дочек". Для ВЭБа это очень сложная процедура, так как все они требуют независимой оценки и проведения большой подготовительной работы, отмечает эксперт в интервью "Российской газете". ПРИВАТИЗАЦИЯ Предложение Алексея Кудрина продать 25% акций Внешэкономбанка выглядит малореалистично, поскольку это потребует изменения ряда федеральных законов и подзаконных актов, что потребует 1,5-2 года, — заявляет Михаил Эскиндаров. Реализация подобного сценария потребует от ВЭБа существенного пересмотра инвестиционной политики и оценки эффективности деятельности банка. Кроме того, у потенциального инвестора могут возникнуть вопросы в отношении реализации успешных проектов и счетов по убыткам. "В сложившейся ситуации важно отбросить ненужные общественные дискуссии о "неэффективности" банка. Надо перевести разговор в плоскость капитализации Банка развития для решения стратегических задач. Это принципиальный момент. Для этого нужно вспомнить, ради чего создаются банки развития. В мире сегодня действуют 590 финансовых институтов развития", — заключает ректор Финансового университета. Капитал любого института развития за рубежом формирует и пополняет, за редким исключением, государство. Ну и собственная прибыль, когда она есть. Так происходит во всем мире, включая периоды кризисов. Нигде в мире, никому не приходит в голову считать национальный банк развития, грубо говоря, нахлебником, проматывающим деньги страны и населения. Подобные институты как раз и создаются государством для решения задач национального масштаба. ИНВЕСТИЦИИ Внешэкономбанк, являясь государственной корпорацией, финансирует проекты главным образом из средств, привлекаемых с рынка. Государство сохраняет полный контроль и полностью гарантирует все его выпуски еврооблигаций. Основная доля проектов Внешэкономбанка утверждается Наблюдательным советом, но фондируются они с рынка. Проекты носят долгосрочный характер продолжительностью 10-30 лет. Около 90% проектов действуют более 5 лет. Ставка совсем не рыночная, поскольку прибыль не включена в приоритеты банка развития. Такого себе не может позволить ни один коммерческий банк, включая квазигосударственные Сбербанк и ВТБ. Такова, можно сказать, это уникальная рамка, в которой Внешэкономбанк реализует инвестиционную политику, — заключает эксперт. ЭФФЕКТИВНОСТЬ "Капитализация банка развития и эффективность его инвестиций — это разные по смыслу категории. Не то чтобы абсолютно не связанные между собой, но, скажем так, это параллельные векторы. Во всяком случае, потребность в капитализации не выводится напрямую из эффективности. Финансовые институты развития — по сути, политические инструменты любого государства. Во всем мире вне зависимости от партии находящейся у власти, постоянно увеличивают капитализацию банков развития. Капитализация — не награда за эффективность и тем более она не должна быть наказанием. Это исключительно инструмент пополнения ресурсной базы института развития с целью устойчивого развития национальной экономики. А вот по результатам реализации конкретных проектов и оценки в целом института развития государство может и должно делать заключение об его эффективности. Проблема, однако, в том, что четких критериев оценки эффективности госкорпораций, насколько мне известно, пока нет. В свое время велась определенная работа. Но ее так и не завершили", — отмечает академик. РИСКИ Внешэкономбанк является, своего рода заложником у Минфина. В свое время власти пошли на определенные действия и превратили ВЭБ из банка развития в банк "плохих долгов". Подобные риски всегда существуют на рынке. Минфин действует в интересах исполнения федерального бюджета и его действия носят краткосрочный характер, поэтому точка зрения Минфина вполне объяснима и понятна. Для капитализации ВЭБа можно считать позитивным последнее решение правительства — снизить до 0,25 процента ставку и пролонгировать на 5 лет размещение средств Фонда национального благосостояния на депозитах ВЭБа. В перспективе это снизит давление и позволит удержать в границах 12 процентов норматив достаточности капитала. Банк избежит выставления ковенант иностранными кредиторами. Наиболее технологичным и наименее финансово затратным решением является, на мой взгляд, предложение Минэкономразвития о капитализации Внешэкономбанка за счет ОФЗ на сумму 1,2 триллиона рублей. Для смягчения нагрузки на федеральный бюджет это можно делать траншами, скажем, по 200 миллиардов рублей. Интервал выделения траншей будет зависеть от финансового состояния ВЭБа на конкретный момент. ВЭБ в свою очередь не будет претендовать на купонный доход по ОФЗ.