"БизнесВектор": производство сверхлегких вертолетов и другие проекты ШОС
Тяжелые грузовики и многотонные экскаваторы среди нетронутых сопок и кедровых лесов. Чуть дальше — огромное многоярусное металлическое строение, будущая горно-обогатительная фабрика. Весь этот комплекс расположен в двухстах километрах от столицы Еврейской автономной области. Таких проектов в сфере черной металлургии в истории Дальнего Востока России еще не было, да и в масштабах страны Кимкано-Сутарский горно-обогатительный комбинат — предприятие заметное. "Мы должны переработать в год 10 миллионов тонн исходной руды и получить 3,2 тонны концентрата с содержанием железа свыше 65 процентов, являющегося продуктом, который потребен для производства в металлургии, это те же самые строительные материалы: уголок, швеллер, двухтавры, и всевозможная продукция в направлении развития металлургии", — рассказал исполнительный директор Кимкано-Сутарского горно-обогатительного комбината Сергей Шергин. Запасов Кимканского и Сутарского месторождений по оценкам геологов хватит минимум на 50 лет. Будущая продукция комбината в своем природном виде выглядит как обычная руда. То, что в ней есть железо, можно проверить нехитрым способом: с помощью обычного магнита, который прилипает к камню. Никаких чудес — физика. Средства на строительство комбината практически полностью компания привлекла из Азии. Во-первых, вышли на IPO на Гонконгской бирже, во-вторых, получили кредит в крупнейшем Китайском банке на 340 миллионов долларов. Получить эти инвестиции удалось благодаря работе делового совета Шанхайской организации сотрудничества. Эта межправительственная структура родилась в 2001 году. В ее состав вошли Россия, Китай, Казахстан, Узбекистан, Киргизия и Таджикистан. Изначально основной целью организации была совместная работа по обеспечению безопасности и стабильности в регионе. Но очень скоро страны оценили совместный экономический потенциал. В результате, в 2006 году свою работу начал Деловой совет ШОС. Структура объединила бизнес-сообщества стран участниц шанхайской шестерки. Стали появляться первые совместные проекты. "С точки зрения экономики, это не было основной темой, когда создавался ШОС и первые годы его работы. Это возникло в последнее время, в том числе благодаря России, которая стала настойчиво продвигать экономическую тематику в рамках сотрудничества на высшем уровне, и деловой совет начал более активно работать. Начали обсуждаться предложения, которые раньше, может быть, с точки зрения экономики так серьезно не обсуждались", — отметил президент ТПП РФ, председатель делового совета ШОС Сергей Катырин. Транспортно-логистический комплекс "Южноуральский" — наглядный результат работы делового совета ШОС. Концепцию мультимодального центра предложили еще в 2012 году. Правительство идею поддержало. Основная цель проекта — максимально сократить время доставки грузов из восточных провинций Китая в Центральную Россию и обратно. Специалисты называют комплекс одной из важных составляющих другого, еще более масштабного проекта, экономического пояса Шелкового пути, который должен связать Поднебесную с Западной Европой, пройдя по территории Средней Азии, Ближнего Востока и России. Трансконтинентальные транспортные коридоры способны не только увеличить грузопоток из КНР, но и существенно повлиять на развитие экономики стран участниц ШОС. "Между Россией и Китаем достигнуто соглашение о строительстве высокоскоростной железной дороги из Пекина до Москвы. Пользуясь преимуществами и опытом, накопленным Китаем в строительстве подобных объектов, мы можем помочь создать обширную дорожную сеть и, самое главное, усилить транспортную связь между странами участницами ШОС и даже с другими странами не из этого региона", — сообщил председатель национальной части делового совета ШОС от Китайской Народной Республики Юй Пин. Еще одна важная точка на маршруте Шелкового пути — так называемые восточные ворота Казахстана, центр приграничного сотрудничества Хоргос. Это целый комплекс из железнодорожного терминала, свободной экономической зоны, а в будущем и города. Вместе с "Южноуральским" этот транспортно-логистический комплекс должен значительно увеличить товарооборот между Азией и Европой именно по суше, сократив время доставки грузов с 30 дней по морю до 10 при помощи железнодорожного транспорта "Сейчас существует определенный дисбаланс в перевозках, и мы это не скрываем и об этом говорим. На сегодняшний день 90 процентов перевозок осуществляется из Азии в Европу. Назад этот груз очень тяжело искать, и мы сейчас занимаемся совместно. Без совместных усилий, которые мы прикладываем с коллегами, это невозможно достичь", — отметил вице-президент АО "Казахстан Темир Жолы" Канат Алпысбаев. "России отводится одно из самых крупных мест, потому что Россия сама является огромным транзитным пространством. Выход на Европу традиционно идет через Россию. У нас существует старые маршруты, которыми мы всегда пользуемся. Задача ставится усовершенствовать эти маршруты технологически, организационно, чтобы прохождение груза было удобным, эффективным", — заявил министр иностранных дел Республики Казахстан Ерлан Идрисов. В результате такой совместной работы растет не только товарооборот, развитие получают целые регионы. Общая территория стран ШОС — 30 миллионов квадратных километров, то есть 60 процентов территории Евразии. Ее совокупный демографический потенциал — четвертая часть населения планеты, а экономический потенциал включает самую мощную после США китайскую экономику. На Китай и Россию приходится 98 процентов населения и 97 процентов суммарного ВВП интеграционного объединения. На форуме в Уфе в июле 2015 года началось пока еще юридическое расширение границ ШОС: заявки на вступление в организацию Индии и Пакистана были одобрены. Полноправными членами коалиции они станут в 2016 году. Тогда организация будет занимать уже 80 процентов территории континента. Именно поэтому важный аспект работы ШОС — создание удобной и эффективной транспортной инфраструктуры между странами участницами ШОС. "Центральное место нужно отнести тем инициативам, которые объединяют несколько стран ШОС, нацеленных на коммуникацию. Хорошим примером, кстати, здесь является Челябинская область России: первая очередь транспортно-логистического комплекса "Южноуральский", строительство международной магистрали Европа — Западный Китай и целый ряд других проектов", — сказал премьер-министр Дмитрий Медведев на заседании глав правительств государств-членов ШОС. Всего за время своей работы деловому совету ШОС удалось отобрать и запустить 23 совместных проекта в России, Китае, Казахстане, Киргизии и Узбекистане. Тематика — от легкой промышленности до энергетики. "Нам удалось по ряду направлений, которых раньше не было и которые были начаты в наш период председательства по таким направлениям, как преодоление технических и правовых барьеров в нашем взаимодействии, внешнеэкономические связи", — рассказал президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин. Эту тему на деловом совете активно обсуждали на Санкт-Петербургском экономическом форуме, подхватили на саммите ШОС в Уфе, в июле этого года. При том, что главной темой мероприятия были традиционные вопросы безопасности, саммит в буквальном смысле слова повлиял и на бизнес. "Это увеличило на порядок количество бизнес-событий. Это мероприятие, закончившееся подписанием каких-то договоренностей. Мы анализировали, если раньше с трудом набирали 20-30 в год, то сейчас 200-400", — отметил председатель правления ТПП Республики Башкортостан Юрий Пустовгаров. Межгосударственное сотрудничество для Башкирии началось еще до проведения здесь форума. Географически регион находится на пути между Европой и Азией. К тому же, многонациональный и многоконфессиональный состав республики облегчает интеграцию иностранному бизнесу. В результате уже сегодня можно увидеть ряд проектов не только на бумаге. Впервые в небо единственный в мире соосный сверхлегкий вертолет поднялся в 2005 году. Винтокрылую машину такого класса в стране еще никто не производил. Вызов приняли конструкторы из города Кумертау, прославившегося другими вертолетами, Камова. В этом же году авиаторы показали машину в Германии и произвели фурор. "Спустя 2 месяца после полетов в Германии, мы имели 150 реальных заказов. Люди спрашивали, куда можно перевести деньги, где можно купить такой вертолет. Чтобы его производить серийно, требуется еще больше сил, и требуются серьезные инвестиции. Так, вот эти инвестиции реальные оказались у нас только от Китайской Народной Республики", — сказал генеральный директор, главный конструктор компании Виктор Хрипков. В результате завод два года назад получил средства к развитию и поле для творчества и совершенствования своего детища. Как шутят конструкторы, сверхлегкий вертолет должен соответствовать своей классификации буквально по всем параметрам: Быть легким в управлении, легким по весу — здесь это достигается благодаря уникальной конструкции из алюминиевого каркаса и корпуса из стеклопластика. Отечественный экземпляр легко летает в любую погоду. Единственный параметр, над которым еще стоит поработать, — это ресурсность. Уже сегодня отечественный вертолет по многим параметрам превосходит своих западных конкурентов. Вертолеты такого класса производит всего 10 компаний в мире. С выходом на серийное производство российская машина займет место среди лидеров, уверены на предприятии. В свое время лидерство не только в стране, но и за ее пределами удалось завоевать другому башкирскому предприятию —Уфимскому моторостроительному заводу. Здесь производят двигатели для большинства самолетов ОКБ Сухого. Активно участвуют и в экспортных проектах. 30 процентов ВВС Китая и Индии летают на двигателях собранных в Уфе. Цикл производства одного такого авиационного двигателя — 9 месяцев. Конструкторы говорят, что это не случайное совпадение, ведь каждое изделие они вынашивают буквально как собственного ребенка. Еще один свежий ШОСовский проект — это строительство минизавода по производству металлопроката. Идея состоит в том, чтобы создать замкнутый цикл внутри региона. Общая стоимость проекта — 6,5 миллиардов рублей, 30 процентов инвестиций взяла на себя китайская компания. "Весь металл будет оставаться здесь, это, скажем так, проект региональный. Металлопрокат производится из металлолома, который собирается здесь же в республике, то есть его не надо никуда отправлять за пределы: тут же его собрали, тут же переработали, отсортировали и из него изготовили металлопрокат", — рассказал руководитель проекта Олег Игнатов. Если проект будет удачным, его легко можно будет тиражировать не только в Башкортостане, но и по территории всей России "ШОС, прежде всего, ориентирована на выявление тех ресурсов развития, которые имеются здесь, на пространстве Евразии. Здесь имеются огромные резервы для дополнительного роста торговли, инвестиций, взаимных обменов, туризма, наращивания сотрудничества по здравоохранению, по другим гуманитарным аспектам", — заявил китаист, замдиректора Института стран Азии и Африки при МГУ Андрей Карнеев. Это только малая часть тех проектов, которые сегодня реализуются по линии деловых советов ШОС. Следующим шагом для развития еще более тесных экономических отношений должна стать работа по интеграции ЕАЭС и ШОС. Процесс не простой, но, безусловно, перспективный, уверены эксперты, ведь это даст возможность снять многие административные и таможенные барьеры для внутреннего товарооборота этих организаций.