Fitch:бюджеты регионов недополучат доходы от налогов

Fitch Ratings ожидает, что показатели исполнения бюджетов и кредитоспособность российских местных и региональных органов власти будут испытывать давление ввиду замедления роста налоговых доходов и более высоких капитальных расходов во 2 полугодии 2015 г. На сегодня 19 из 45 российских местных и региональных органов власти, рейтингуемых агентством, имеют ∎Негативный∎ прогноз по рейтингам. Fitch ожидает замедления роста поступлений из двух крупнейших налоговых источников – налога на доходы физических лиц (∎НДФЛ∎) и налога на прибыль организаций, которые в 2014 г. составили 70% налоговых доходов российских городов и регионов – во 2 половине 2015 г. в условиях сложной экономической среды, что будет усугубляться низкими ценами на нефть, слабым рублем и санкциями со стороны США и ЕС. Fitch не ожидает, что федеральное правительство будет компенсировать замедление роста налоговых доходов регионов.По прогнозам агентства, местные и региональные органы власти закончат 2015 год с общим дефицитом на уровне около 400 млрд. руб., или 4% от всех доходов. В 1 полугодии 2015 г. российские города и регионы в совокупности имели профицит в 436 млрд. руб., что соответствует 8% от всех доходов (1 половина 2014 г.: 3%). Такой профицит был обусловлен жестким контролем за расходами, которые увеличились незначительно, лишь на 6% к предыдущему году, что существенно ниже инфляции в стране в 16%, в то время как доходы повысились на 12% за счет единоразового увеличения поступлений от налога на прибыль организаций. Доходы от налога на прибыль организаций показали впечатляющий рост в 1 половине 2015 г., на 26% к предыдущему году, что отчасти компенсировало слабые поступления по НДФЛ за тот же период. В то же время, по мнению Fitch, рост поступлений от налога на прибыль организаций замедлится во 2 полугодии 2015 г., так как разовый эффект девальвации рубля сойдет на нет, и финансовые показатели в корпоративном секторе ослабнут. В 1 половине 2015 г. доходы от налога на прибыль организаций поддерживались более высокой прибылью экспортных компаний, которые получили преимущества от резкого снижения курса рубля в конце 2014 г. Высокий объем государственного оборонного заказа также подкреплял рост поступлений от налога на прибыль организаций. В 1 половине 2015 г. доходы от НДФЛ снизились в 17 регионах, а общий объем поступлений от этого налога повысился лишь на 4% к аналогичному периоду предыдущего года, что ниже ожиданий российских городов и регионов. Большинство субнациональных образований, рейтингуемых Fitch, прогнозирует рост доходов от НДФЛ на 7% в 2015 г. на основании экономических прогнозов, подготовленных федеральными властями в конце 2014 г. В настоящее время федеральные власти ожидают рост зарплат в среднем на 3,9% в 2015 г., что ниже предыдущих прогнозов роста на 7%-9%. Средняя заработная плата повысилась умеренно, на 5% в 1 половине 2015 г. к соответствующему периоду предыдущего года, в то время как в 1 половине 2014 г. рост составил 9%. Фонд оплаты труда в госсекторе не изменился или был проиндексирован на незначительные 5% в 2015 г., чтобы ослабить давление на бюджеты регионов в условиях сложной экономической конъюнктуры. Это последовало за решением федерального правительства приостановить дальнейшее повышение зарплаты для определенных категорий госслужащих в соответствии с президентским указом от 2012 г.В частном секторе зарплаты более чувствительны к замедлению экономики. Компании замораживают повышение зарплат, отменяют выплаты премий, переходят на частичную занятость и, при более сложных обстоятельствах, откладывают выплату зарплат или выводят зарплаты в тень. Другие факторы, которые оказывают негативное влияние на поступления от НДФЛ, это снижение дивидендных выплат физлицам ввиду уменьшения прибыли компаний, а также увеличение налоговых вычетов для физлиц по вновь приобретенной недвижимости.