Зачем Смольный решил потратиться на «хрущевки»?
Программа по расселению и сносу хрущевок была разработана в конце 2000-ых годов и запущена во время губернаторства Валентины Матвиенко. Как и в Москве, в Петербурге приняли решение, что дома этих серий отжили свой срок. В Смольном привлекли к делу инвестора, компанию В«СПб РеновацияВ», который должен строить новые, современные и более высотные дома в тех же кварталах, переселять туда жильцов из снесенных домов, а В«дополнительныеВ» квартиры продавать. Для справки. В«СПб РеновацияВ» создана в 2009 году для развития застроенных территорий в 22 кварталах Санкт-Петербурга. Предполагалось, что программа коснется 150 тыс. человек. На сегодняшний день учредителями В«СПб РеновацияВ» являются бизнесмены Артур Маркарян, Максим Воробьев и Александр Абрамов. По программе будет расселено более 1100 домов первых массовых серий и ветхих зданий. Взамен — построено 8 млн кв. метров современного качественного жилья, заменена инженерная инфраструктура кварталов, построены и реконструированы социальные объекты (более 50 школ и детских садов), развита транспортно-дорожная сеть, введены новые стандарты энергосбережения. Стоимость всей программы реновации превышает 350 млрд рублей. … Программа шла небыстро — на ее пути сразу появились объективные и субъективные трудности. Принудительно граждан не выселяли (закон не дает инвестору такого права), а переезжать в менее привлекательные кварталы добровольно они не хотели. Застройка в В«хрущевскихВ» районах довольно плотная, при этом депутаты запретили застраивать В«зеленые зоныВ», и в том числе и поэтому в некоторых кварталах строить новый дом, прежде чем снести старый, было негде. К 2018 году инвестор должен был передать городу почти 1 млн кв м жилья, но по состоянию на сегодня программа реализована лишь на несколько процентов. Проблема, по мнению главы городского комитета по строительству, именно в инвесторе. В«СПб РеновацияВ», по его словам, выбирает только самые привлекательные для себя кварталы, а там, где работать сложнее, ничего не делает. Поскольку сроки затягиваются, есть повод для изменения договора. Раньше были иллюзии, что реновация В«хрущевокВ» может быть выгодным бизнесом, теперь этих иллюзий больше нет, иначе как за госсчет этого не сделать, говорит Демиденко. Компанию от проекта можно не отстранять — просто Смольный будет тоже заниматься проектом. Представители В«СПб-РеновацииВ» рассказали ИА REGNUM, что о предложении главы комитета слышат впервые: В«Мы не считаем нужным комментировать слова Михаила Демиденко. Комитет по строительству не обращался к компании с какими-либо официальными предложениямиВ». Программа буксует не из-за плохой работы, а по объективным причинам, о которых в Смольном прекрасно знают, добавили в В«СПб РеновацииВ»: В«Сложности возникли не у компании, а у программы реновации, ведь мы здесь действуем строго в соответствии с законом и действующими нормами проектирования и строительства. Запрет на перемещение зеленых зон заставил и нас, и город искать другие пути реализации проекта. В части кварталов нет места для строительства, а в части — этого места недостаточно для запуска волны расселения. Где-то нет земли под социальную инфраструктуру, без которой невозможно соблюсти современные нормы обеспечения кварталов. Это объективные причины, с которыми, как сказал вице-губернатор Игорь Албин, мы будем разбираться в ручном режимеВ». Участники рынка считают, что аргументация компании вполне логична. В«Позиция компании понятна, потому что для реализации проекта есть объективные препятствия, — рассказал ИА REGNUM генеральный директор HansaGroup Олег Барков. — Где им строить при той плотности застройки, которая там есть? Депутаты приняли закон, возможно, не разобравшись, потом начались протесты (жителей против дополнительной застройки — прим.ред.) — и депутаты стали вносить поправки. Нужно, чтобы у компании были рычаги для реализации этого проекта, сейчас таких рычагов нетВ». Проблему с В«хрущевкамиВ» все равно придется решать, а главное, чего не хватает Смольному, — определенности и политической воли, добавляет Барков: В«Эта одна из самых серьезных проблем в городе. В«ХрущевкиВ» выглядят страшно, а В«брежневкиВ» еще страшнее. Демиденко приводит в пример Москву, но там использовали бульдозеры и админресурс. А нам нужны поправки в законы, позволяющие инвестору свободнее действовать. Будет много недовольных, понадобится политическая воля, но выбора нет — иначе эту проблему не решитьВ». Если Смольный действительно начнет выселять граждан принудительно (используя, допустим, такое оправдание, как государственная необходимость), если он будет сносить здания и строить новые на тех же местах, то программа, вне всяких сомнений, пойдет быстрее, соглашаются участники рынка. Непонятно только, что же мешало дать такие полномочия инвестору — он тоже мог бы с этим справиться. Второй момент, вызывающий вопросы — упомянутые Демиденко 4−5 млрд рублей из бюджета в год: сейчас в Смольном, как и во всех остальных администрациях в России, по понятным причинам сокращают расходы, а не наращивают их. Поэтому наблюдатели не уверены, что произойдет переход от слов к делу. Проблема, если обобщить, была и остается в несогласованности и несистемности действий городских властей, как Смольного, так и парламента. Сначала появилась хорошая идея снести В«хрущевкиВ». Потом жители, наученные опытом прежних лет (когда инвесторы вели уплотнительную застройку прямо на зеленых зонах), начали выражать недовольство, и чтобы с ними не ссориться, власти запретили и уплотнение, и строительство на зеленых зонах. Но в таком случае нужно было или отказываться от программы, или давать право принудительно выселять граждан на некоторое время в другие кварталы. Но ни того, ни другого сделано не было. Эксперты, впрочем, считают, что у Смольного все-таки есть один способ вмешаться в проект так, чтобы не помешать его реализации, а помочь ей. В«С самого начала этой программы было понятно, что город и бюджет должны в ней участвовать, — рассказал ИА REGNUM вице-президент НП В«Объединение строителей ПетербургаВ» Алексей Белоусов. — У него есть дополнительные рычаги, которых нет у инвестора. Например, препятствовать дополнительной регистрации граждан в этих кварталах перед реновацией. Эту программу нужно перевести в режим государственно-частного партнерства. Город поможет решить вопросы, которые ему решить проще (где строить и кого расселять), а инвестор сможет заняться своим деломВ». В какую сторону в итоге повернется эта история, станет понятно уже скоро — ззвучивая журналистам свою идею, руководитель городского комитета по строительству добавил, что с курирующим вице-губернатором и губернатором Петербурга его предложение будет обсуждаться после 10 августа.