Полоса препятствий: городские улицы не стали доступнее для инвалидов

Пандус в никуда? Между тем российской программе «Доступная среда» уже 5 лет. Её разрабатывали для того, чтобы люди на колясках могли самостоятельно приехать в больницы, магазины, театры и кафе. Планировалось запустить специальный общественный транспорт, оборудовать социально значимые объекты пандусами. Но до сих пор не везде можно заехать по крутому пандусу на коляске без риска для жизни или подняться в узком лифте на свой этаж без посторонней помощи. Ольга СТВОЛОВА, жительница Новосибирска, на себе ежедневно испытывает все эти сложности. У неё в 9 лет после болезни отказали ноги, но девушка не сдаётся. Несколько лет назад она создала проект «+1 Плюс один» — в соцсетях рассказывает о доступности мест Новосибирска. «За последние 5 лет прогресс в формировании открытой среды для инвалидов явно наметился, — рассказывает Ольга. — Однако не всегда места доступны для людей с инвалидностью. Например, в «Мегу» могут попасть колясочники, но для людей с плохим зрением она, можно сказать, закрыта, ведь там нет тактильных указателей, цветовых полос. Кроме того, специальные санузлы в некоторых торговых центрах не всегда открыты, и парковочные места для людей с инвалидностью нередко бывают заняты». Перечислять список препятствий на пути человека с инвалидностью можно долго. Проще, наоборот, перечислить, что доступно. Хотя устранить некоторые не составляет труда. Например, поставить значки на зданиях, которые бы говорили об их доступности для людей с ограниченными возможностями. Сегодня это непонятно. «Даже если в здании есть пандусы, которые сделаны по всем правилам, и оно считается доступным, из-за высоких бордюров на тротуарах человек в кресле добраться самостоятельно до него порой не сможет, — продолжает Ольга. — Кроме того, прежде чем куда-то доехать, нужно попасть в общественный транспорт. Но сделать это практически очень сложно. Дело в том, что когда водитель откидывает пандус, между ним и тротуаром остаётся существенный зазор, то есть городские остановки не сделаны как надо. Сегодня заезжать в автобус самостоятельно колясочникам небезопасно». Не так давно местная власть озаботилась тем, чтобы сделать доступным для колясочников метро: закупили мобильные гусеничные лестничные подъёмники, которые позволяют транспортировать разные ручные инвалидные коляски. Но оказалось, что и здесь есть ограничения. Заказать такой подъёмник можно не менее чем за час и только с 10 до 16 часов, когда в метро мало пассажиров. Вот и приходится Ольге Стволовой просить отзывчивых людей, которые готовы поднять её по лестнице, помочь заехать и съехать с крутого пандуса. Хорошо, что такие люди есть! Недоступная работа Между тем недоступность городской среды для людей с ограниченными возможностями мешает им реализоваться. По словам Ирины ЧЕРНЫШЕВОЙ, представителя ОНФ, председателя правления регионального отделения общественной организации «Союз пенсионеров России», главной задачей было выяснить транспортную доступность центров занятости и понять, может ли человек с ограниченными возможностями воспользоваться информацией, которую предоставляют в службах занятости, и самостоятельно передвигаться в самом помещении. Для проверки общественники выбрали по одному отделению в Бердске и в Новосибирске. Трудности ждали уже на пороге. Подняться на крыльцо без пандусов и проехать в узкие двери без помощи посторонних оказалось невозможно. Внутри здания передвигаться самостоятельно тоже было трудно. Вся справочная информация висела высоко, и прочитать её человеку на коляске просто невозможно. Результаты проверки общественники отправили в Москву, где разрабатывают новые меры поддержки инвалидов в рамках программы «Доступная среда».

Полоса препятствий: городские улицы не стали доступнее для инвалидов
© АиФ-Новосибирск