Алексей Белоусов: деньги на рынке есть, летних каникул не будет

После того, как на российском рынке недвижимости начался пусть и не фатальный, но, все-таки, кризис, некоторые эксперты говорили о том, что под самый сильный удар попадет недвижимость бизнес-класса. По их мнению, именно этот сегмент рынка больше всего реагирует а негативные тенденции. Но со времени мрачных прогнозов прошло уже более полугода, а недвижимость бизнес-класса по-прежнему покупается и продается. О настоящем и будущем этого сегмента "Вести.Недвижимость" рассказал коммерческий директор Capital Group Алексей Белоусов. — Что на сегодняшний день происходит на российском рынке недвижимости бизнес-класса? Какие тенденции проявляются ярче всех остальных? — Период активизации конца 2014 — начала 2015 года подтвердил тот факт, что деньги у покупателей есть. Сегодня интерес инвестора сместился в сторону простых и понятных решений, таких как высокая степень готовности объекта, объективная рыночная цена, прозрачный и понятный формат приобретаемой недвижимости. На еще один интересный тренд, активно проявивший себя в 2015 году, мы обратили внимание при реализации квартир в ЖК "Триколор". Сегодня все больше покупателей используют нынешнюю ситуацию для улучшения жилищных условий. Происходит это как с помощью обмена приобретенной ранее квартиры меньшей площади на большую в том же проекте, но уже по текущей рублевой цене, так и с помощью имеющейся недвижимости на вторичном рынке. Клиенты, которые еще вчера не могли позволить себе рисковать, сегодня продают свои старые квартиры и приобретают большей площади в готовой новостройке. — Как валютные колебания отражаются на российской недвижимости бизнес-класса? Какие проблемы обозначились острее всего? — Рост курса доллара во второй половине 2014 года привел к тому, что ценообразование на новостройки бизнес-класса окончательно стало рублевым. Укрепление национальной валюты в 2015 году в свою очередь привело к формированию на рынке отложенного спроса у валютных покупателей. В сегменте бизнес-класса привязка к доллару ощутима как с точки зрения себестоимости строительства, так и с точки зрения целевой аудитории, которая традиционно хранит свои накопления в валюте. Приобретать недвижимость по фиксированному рублевому прайсу при текущем курсе доллара, когда еще совсем недавно он был за 60, покупателям неинтересно. Именно этим мы объясняем тот факт, что начиная с весны, когда рубль стал укрепляться, количество сделок на рынке сократилось. Часть покупателей недвижимости бизнес-класса ушла в режим ожидания. На сегодняшний день стимулом для приобретения недвижимости может быть либо вымывание предложения с рынка, либо уверенность, что существенной корректировки курса валют больше не предвидится. — Насколько соответствует действительности утверждение, что популярность столичного жилья бизнес-класса с начала кризиса упала не так сильно, как ожидалось ранее? — Я бы не говорил о существенной корректировке интереса к жилью бизнес-класса со стороны покупателей или инвесторов. Во-первых, в текущей ситуации какого-либо альтернативного финансового инструмента, позволяющего сохранить имеющиеся накопления, нет. Во-вторых, у большинства покупателей недвижимости бизнес-класса накопительная, а нередко и доходная часть привязана к валюте, что также позволило сегменту не так сильно прочувствовать на себе валютные колебания. В-третьих, изменение ставки ЦБ и недоступность такого инструмента как ипотека практически не затронуло рынок недвижимости бизнес-класса, поскольку традиционно этому сегменту свойственна невысокая доля ипотечных контрактов, не более 15-20 процентов. Многие из инвесторов сегодня открыли для себя преимущества рентного бизнеса. В случае правильно выбранного объекта для инвестиций (высокая стадия готовности на момент покупки, развитая инфраструктура, удачное местоположение, отделка от застройщика) такая недвижимость не только поможет сохранить имеющийся капитал в нынешней ситуации, но и обеспечить неплохую доходность. — В нынешних условиях насколько велика вероятность недостроя в бизнес-сегменте? — На сегодняшний день на рынке все чаще появляются предложения из разряда дешево и сердито. Как правило, это происходит на объектах с низкой стадией готовности. Сегодня у покупателя должно быть понимание того, что именно, у кого и за какие деньги он покупает. Если ему предлагают квартиру с готовой отделкой на уровне котлована по цене предложения в состоянии shell&core это должно настораживать. Вообще одним из ключевых трендов нынешнего времени является неоднородность ценообразования на рынке. Все мы становимся свидетелями того, как на некоторых объектах появляется дополнительное дисконтирование, которое связно не с рыночным переосмыслением стоимости актива, а с нехваткой финансирования у девелопера. Сегодня стабильная ситуация девелопера в первую очередь отражается в стабильности ценообразования на его проектах. — Что ожидает бизнес-класс в обозримом будущем, какие перспективы? — Вопреки множеству неблагоприятных прогнозов ситуация на рынке не такая уж пессимистичная. Еще раз повторюсь: деньги на рынке есть. В этом году мы не ждем традиционных летних каникул. На рынке сформировался пул валютных покупателей, которые находятся в режиме ожидания. Мы не удивимся, если наступившее лето окажется жарким, а насколько критичным окажется температурный режим, в первую очередь зависит от ряда факторов, включая курс национальной валюты. Георгий Трушин

Алексей Белоусов: деньги на рынке есть, летних каникул не будет
© Вести.Ru