Без сильного бренда нет будущего у компании. К этому мнению пришли участники панельной сессии "Развитие промышленного и территориального брендинга – драйверы экономического роста", прошедшей в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ)-2015, 20 июня 2015 года. Организатором мероприятия выступил Центр стратегических коммуникаций "Апостол". В рамках сессии выступили: министр информации и коммуникации Николай Никифоров, президент Boeing в России и странах СНГ Сергей Кравченко, старший партнер McKinsey Пол Шенг, начальник департамента коммуникации и информации Госкорпорации Ростех Василий Бровко, генеральный директор холдинга "Технодинамика" Максим Кузюк, генеральный директор компании Yota Devices Владислав Мартынов, заместитель генерального директора по брендингу ЦСК "Апостол" Григор Бадалян и генеральный директор "Дизайн-лаборатории Алексея Маслова" Алексей Маслов. Более двух часов участники дискуссии делились собственным опытом в создании брендов, обсуждали какие трудности необходимо преодолеть для того чтобы создать действительно успешный бренд, какие сейчас существуют тенденции и возможные пути развития для брендов в промышленности. Николай Никифоров упомянул тот факт, что ряд российских компаний продолжают подписывать соглашения о сотрудничестве и открывать филиалы за рубежом несмотря на санкции: "Это значит, что юрисдикции, формальные границы и политическая ситуация в целом влияют, но не определяют направлений развития, если у компании есть сильный бренд". Темы санкций коснулся в том числе и Сергей Кравченко: "Санкции и бизнес-партнерство – понятия, находящиеся на разных временных горизонтах. Санкции – вопрос временный, партнерские отношения выстраиваются десятилетиями, поэтому развитием бренда необходимо заниматься вне зависимости от политического контекста". Аналогичную позицию высказал и генеральный директор Yota Devices Владислав Мартынов. Он обратил внимание присутствующих на то, что первое лицо компании обязательно должно принимать участие в развитии компании и бренда в целом: "Не будет силы бренда, если первое лицо не уделяет этому времени, финансовых ресурсов и не занимается этим систематически". Большинство спикеров выразили уверенность в том, что текущая экономико-политическая ситуация дает шанс для создания новых конкурентоспособных брендов, и работы в этом направлении необходимо расширять и продолжать, в том числе привлекая иностранных специалистов.