Nestlé сокращает 15% рабочих мест в Африке

Nestlé, крупнейшая компания по производству продуктов питания и напитков, сокращает 15% рабочей силы в 21 африканское стране. Согласно заявлению компании, это связано с переоценкой роста среднего класса. “Мы думали, это будет вторая Азия, но мы поняли, что средний класс в этом регионе очень маленький, и он в целом не растет,” – заявил Корнел Крумменахер, исполнительный директор Nestlé в Экваториальной Африке в интервью изданию Financial Times. В этот регион входит 21 страна, включая Кению, Конго и Анголу. Это контрастирует с рассказами о резком росте потребления в Африке, которые подтолкнули инвесторов к поискам новых быстрорастущих рынков. Такое решение подчеркивает сложности, с которыми могут столкнуться иностранные компании, вышедшие на африканский рынок, на котором доминирует семейный бизнес, извлекающий пользу из знания местных особенностей и продажи дешевых продуктов. Крумменахер также отметил, что торговый оборот в регионе не соответствует изначальным прогнозам роста, сделанным в 2008 году, когда Nestlé, инвестировав около $1 млрд в Африку за последнее десятилетие, усилила развитие в этом регионе. С тех пор компания построила несколько новых фабрик, намереваясь увеличивать свой бизнес вдвое каждые три года. На данный момент Nestlé закрыла представительства в Руанде и Уганде, кроме того, она сокращает свою линейку продуктов почти вдвое. А также компания может закрыть 15 своих складов до сентября. Крумменахер отмечает, что будет здорово, если компания достигнет хотя бы10%-ного роста в ближайшие годы. “У нас недостаточно денег, чтобы каждый месяц платить по счетам. Если мы сократим эти расходы, мы надеемся на то, что мы сможем выйти на уровень рентабельности в следующем году,” – говорит Крумменахер, добавляя, что Nestlé пришлось занимать у швейцарского подразделения и местных банков, чтобы иметь возможность выплачивать зарплаты и покупать сырье. Исследование, которое провел Африканский банк развития, показало, что средний класс континента насчитывал 330 млн человек в 2011 году. А вот исследование Standard Bank, проведенное в прошлом году, показало, что средний класс насчитывает всего 15 млн человек в 11 странах, при этом около 800 000 домохозяйств среднего класса находятся в Кении, общее население которой составляет 44 млн человек. Решение Nestlé контрастирует с опытом ее конкурентов в регионе, которые по-прежнему расширяют свой бизнес, при этом несколько новых торговых центров открылись на континенте в этом году. Это торговые центры таких гигантов, как Walmart и Carrefour. Например, в Нигерии, которая также является зоной ответственности Крумменахера, насчитывается 8 млн человек, которые относятся к среднему классу. “Я думаю, что Nestlé делала большие ставки и проиграла,” – заявляет Али-Хан Сатчу, консультант по инвестициям в Найроби. “У компании не было правильных продуктов для этого рынка, а рост среднего класса стал не таким быстрым, как ожидалось. Многие транснациональные корпорации ожидали более быстрого роста.” Однако Nestlé – не единственная компания, которая потерпела неудачи из-за переоценки роста среднего класса. Coca-Cola, Cadbury и Eveready сократили рабочих на своих фабриках в Кении в течение последних месяцев. Есть и такие компании, которые потерпели крах из-за чрезмерно высоких оценок роста среднего класса. “Урбанизация – это, как правило, очень хорошо для производителей, но в этом случае многие люди фактически живут в трущобах, поэтому им просто нечего тратить,” – отмечает Крумменахер. По оценкам, две трети из 4 млн жителей Найроби живут в несанкционированных поселениях. Крумменахер также отметил плохо развитую инфраструктуру. Он заявил, что транспортные расходы составляют 75% от общих расходов компании. Кроме того, он указал на коррупцию, наводнения, общественные беспорядки и обесценивание национальных валют. При этом аналитики рынка полагают, что дело не только в том, что рост среднего класса не оправдал ожиданий, но и в том, что крупным компаниям приходится конкурировать с местными компаниями, которые лучше известны местным покупателям. По крайней мере четыре крупных региональных сети супермаркетов запустили свои собственные дешевые и надежные бренды. Крумменахер отметил, что компания сосредоточится на основных продуктах, при этом элитные продукты уйдут с рынка. Nestlé пережила еще один удар после того, как компании пришлось прекратить поставки произведенной в Индии лапши Maggi из-за обеспокоенности по поводу безопасности для здоровья. Крумменахер заявил, что компания общается с министерством здравоохранения в Кении по этому вопросу, при этом компания ожидает возвращения этого продукта на полки супермаркетов.

Nestlé сокращает 15% рабочих мест в Африке
© Вести Экономика