Прогноз по рынку. В российских компаниях - мультиоблачно
Компания MWS Cloud провела исследование "Технологические стратегии бизнеса". Как выяснили эксперты MWS Cloud, 69% опрошенных (в опросе приняли участие 700 российских компаний) имеют или разрабатывают стратегию внедрения облачных технологий. При этом 41% компаний, пользующихся виртуальной инфраструктурой, работают минимум с двумя облачными провайдерами.
Около 44% опрошенных компаний имеют стратегию по внедрению облачных технологий, еще 25% - ее разрабатывают. При этом наибольшая доля компаний, имеющих или разрабатывающих стратегию внедрения виртуальной инфраструктуры, приходится на крупнейший сегмент бизнеса: 51% уже имеют стратегию, 28% - разрабатывают. Чем меньше размер бизнеса, тем ниже этот показатель. В сегменте среднего и малого бизнеса 27% компаний имеют стратегию внедрения облаков, 29% - ее разрабатывают.
Из компаний, пользующихся облаками, 59% выбрали одного провайдера, 31% пользуются услугами двух и более компаний, 10% - трех и более. При этом количество используемых облаков зависит от величины бизнеса. Крупнейший бизнес использует двух провайдеров в 43% случаев, а трех и более - в 11%. У среднего бизнеса эти числа равны 31% и 10%, а у микро и малого - 20% и 5% соответственно.
"Стремление компаний к мультиклауду - это проявление прагматичного подхода к ИТ, цель которого - использовать оптимальные инструменты для решения конкретных бизнес-задач и диверсифицировать риски. С одной стороны, это возможность получать конкретные облачные услуги именно у того оператора, у кого они лучше реализованы. С другой - мультиоблачная архитектура позволяет гибко выстраивать политики информационной безопасности, аварийного восстановления (DR) и непрерывности бизнеса (BCP)", - рассказал ИТ-директор ООО "ДатаСпейс Партнерс" (DataSpace) Константин Симонов.
"Использование нескольких провайдеров зачастую не так выгодно. На базе разнородной инфраструктуры сложнее запускать ИТ-продукты, и в разы дороже, например, обеспечить комплексную безопасность решений", - добавил технический директор ООО "Яндекс.Облако" (Yandex Cloud) Иван Пузыревский.
В 25% случаев компании из крупнейшего сегмента тратят на виртуальную инфраструктуру более 10 млн руб. в год, в 60% - от 500 тыс. руб. до 10 млн руб. и лишь 15% - менее 500 тыс. руб. Чем меньше размер компании, тем ниже объем потребления облаков в абсолютных значениях. В сегменте крупного бизнеса более 10 млн руб. на облака тратят 24% компаний, от 500 тыс. руб. до 10 млн руб. - 48%. В среднем бизнесе эти показатели равны соответственно 8% и 52%, а в микро и малом бизнесе - 4% и 29%.
Больше всего инвестируют в облачные сервисы компании из отраслей ИТ, финансов и страхования, ритейла, развлечений и медиа.
"Высокий спрос на облачные решения в этих отраслях объясняется большой конкуренцией, которая мотивирует компании повышать эффективность, быть гибкими, быстро выводить новые продукты на рынок и быть готовыми к резкому масштабированию. Сотрудничество с провайдером решает эти задачи, экономя для компании деньги и временные ресурсы, и, гарантируя надежность и отказоустойчивость", - рассказал заместитель генерального директора по разработке и эксплуатации продуктов АО "Селектел" (Selectel) Сергей Пимков.
"Облачные решения особенно актуальны в тех сферах, где нужны высокая масштабируемость и быстрая адаптация к динамике бизнеса. По сути, такая специфика прослеживается прежде всего для компаний, которые работают уже непосредственно с B2C-сегментом, где SLA и качество предоставляемых сервисов куда важнее легкости управления в рамках одного провайдера. Такие отрасли активно используют большие данные, искусственный интеллект и автоматизацию, что требует гибкости облачной платформы и возможности интеграции разнообразных сервисов. Кроме того, есть некий фактор для финансового сектора, где существуют определенные нормативные требования, что также косвенно стимулирует спрос на мультиклауд", - отметил директор департамента развития клиентских решений ООО "Облачные технологии" (Cloud.ru) Григорий Немыченков.
В качестве основных причин миграции в облако большинство респондентов отмечают масштабирование ресурсов, снижение трудозатрат на обслуживание инфраструктуры и ее модернизацию. Также среди популярных причин: переход от CAPEX-модели к OPEX, снижение Time to Market новых продуктов, невозможность приобретения оборудования.
Ключевым фактором при принятии решения о расширении потребления облачных ресурсов респонденты назвали экономическую выгоду, увеличение клиентской базы или выпуска существующей продукции, внедрение новых автоматизированных систем, расширение географии присутствия компании. Также среди популярных причин - выпуск новых продуктов и отказ от локальной инфраструктуры.
В 29% случаев миграция в облако происходит в течение трех-шести месяцев, в 28% - один-три месяца, в 20% - менее месяца. Лишь в 16% случаев компании мигрируют в облако от полугода до года, в 7% случаев - больше года.
"Длительность периода миграции в облака зависит от готовности клиентской инфраструктуры к этой миграции. Если все целевые информационные системы задокументированы, понятны связи между ними и их взаимное влияние друг на друга, то это значительно ускоряет процесс. Планирование работ занимает больше всего времени, учитывая риски и планы отката, если в процессе миграции учтено было не все. Анализ включает в себя также и совместимость искомой и целевой платформ. На нем основывается выбор соответствующего инструмента миграции. Как показывает практика, при правильной организации 80% времени занимает планирование, 15% сама миграция и 5% проверка и стабилизация систем после миграции", - объяснил руководитель направления продуктов и архитектурных решений Linx Cloud Алексей Корулин.
