Налоговые доначисления бизнесу и гражданам в 2025 году выросли почти в 1,5 раза
Налоговые доначисления бизнесу и гражданам за девять месяцев 2025 года выросли почти в полтора раза и превысили 440 млрд рублей с учетом недоимок, штрафов и пеней. Это максимум с 2022 года, пишут «Известия». При этом количество проверок за тот же период прошлого года почти не изменилось, составив 45 тысяч. Большая часть доначислений пришлась на выездные проверки — 350 млрд рублей. Мы спросили предпринимателей, насколько эффективны такие проверки и проблематичны ли они для бизнеса:
Алексей Петропольский, руководитель юридической компании Urvista, владелец сети кофеен Take & Wake и совладелец бутик-отеля «Чемоданофф»:
«Выездные налоговые проверки сейчас как никогда эффективны. Налоговая дошла до такого скальпеля, когда по АСК НДС четко знает, какие компании проверять, когда проверять и какие начисления будут. Контрагенты сейчас видны до пятого колена, и если денег у компании нет, то ее даже проверять не будут. Если это пустая компания либо просто транзитная компания, в ней один учредитель, один директор и нет никаких активов, то приходят по цепочке к той компании, которая имеет обороты, белого директора и учредителей. В случае если вам назначили выездную налоговую проверку, то минимум 30 млн вам в любом случае донасчитают, эти деньги вы заплатите даже в случае, если будете оспаривать, пытаться снизить налог. 30 млн — это, что называют сами налоговые инспекторы, себестоимость выездной налоговой проверки. Зачастую выездная проверка проходит без выезда, то есть приходит письмо в «Госуслуги» электронное, вы высылаете документы. Интересно еще и то, что инкасс на счет после решения налоговой, как правило, выставляется в одностороннем порядке. То есть деньги списываются у вас, и вы, уже не имея этих денег, идете в суды, делаете экономические экспертизы и пытаетесь доказать свою правду. Ну и конечно, важная практика будет в следующем году, когда в АСК НДС войдут индивидуальные предприниматели и компании на упрощенке. Потому что на сегодняшний момент их в АСК НДС как неплательщиков НДС было не видно. Контрагентов, ИП и упрощенцев будут тоже рассматривать под лупой, и, по всей видимости, они тоже будут попадать в выездные налоговые проверки. Единственное, когда индивидуальный предприниматель будет проверяться, он будет отвечать всем своим имуществом — личным, а не уставным».
Ирина Доброхотова, основатель «БЕСТ-Новострой» и bnMAP.pro:
«Идет речь о стратегическом переходе от тотального охвата к точечному контролю, к эффективному. Мы видим, что на 300 млрд рублей приходится почти 80% на выездные проверки, и рейд этот проходит не по какому-то шапочному разбору, а в результате такого глубокого анализа. Мне кажется, работает Big Data, цифровые платформы, и таким образом они выезжают и точечно работают с клиентом. Такие рекордные доначисления — это четкий месседж бизнесу и всем, что эпоха незаметных каких-то ошибок, таких агрессивных оптимизационных схем заканчивается. И мы понимаем, что значительная часть — это именно заявленные доначисления и реальные суммы, которые бизнес, граждане в итоге заплатят. Будет меньше после, наверное, обжалования в судах. Однозначно налоговая нагрузка становится точечной, и ее ошибки дороже. В нынешних условиях ключевыми становятся налоговый аудит, безупречная документальная работа и готовность к конструктивному диалогу с ФНС еще на стадии камеральных проверок».
Евгений Петров, гендиректор НПО «Промет» — производителя сейфов и металлической мебели:
«У нас таких проверок не было уже много лет, потому что налоговая в принципе работает более профессионально и они прекрасно знают, кто укрывается от налогов, а кто не укрывается. Поэтому те компании, которые укрываются от налогов, рано или поздно попадают под налоговые проверки, и им поэтому больше доначисляют. Платите налоги и спите спокойно. Другое дело, что это, скорее всего, касается небольшого бизнеса и, может быть, среднего бизнеса, потому что там люди не очень привыкли платить налоги в силу того, что меньший у них размер и они раньше не попадали в поле зрения налоговой, а, видимо, сейчас попадают. А с другой стороны, при таком вот росте налоговой нагрузки, как мы сейчас видим, надо предполагать, что очень значительное количество небольших компаний будут уходить в тень. Поэтому то, что у нас налоги увеличиваются, с моей точки зрения, не приведет к росту поступлений в бюджет, а, наоборот, скорее всего, налоги упадут. По крайней мере, наши расчеты вот так показывают».
Андрей Ложкарев, председатель совета директоров и управляющий компании CosmoTex:
«Конкретно у нас налоговая нагрузка за прошедший год по сравнению с годом прошлым выросла примерно в 3-3,5 раза по совокупности ряда факторов. На одном хотелось бы акцентировать внимание. Мы являемся российским производителем верхней мембранной одежды и подавляющую часть нашей продукции продаем через маркетплейсы. На маркетплейсах мы получаем определенную выручку и платим определенную комиссию. За последний год комиссия на маркетплейсах выросла тоже от 30% до 50-60%. Тем не менее эта комиссия включается в нашу налогооблагаемую базу, и мы с нее также платим налог. Получается, со 100 рублей выручки мы реально от маркетплейса получаем на руки порядка 55-65%, зависит от конкретной платформы цифровой. Но налог мы платим не с этих 55-65%, а со всех 100%, хотя это та часть денег, которых мы просто не видим. Это какой-то совершенно некорректный расчет. И я обращаю внимание ФНС на такой вот нонсенс. Хотелось бы, чтобы нас услышали».
Основная часть недоимок, как пишут «Известия», пришлась на организации. При этом вдвое выросли претензии к физическим лицам — до 1,8 млрд рублей. Кроме того, у индивидуальных предпринимателей неустойки увеличились почти на 10%, до 6,4 млрд. Чаще всего доначисления касались НДС, налога на прибыль, НДФЛ, УСН и страховых взносов.