Переработку отечественной нефти за рубежом поддержат из бюджета России

Компании, перерабатывающие за рубежом российскую нефть и возвращающие полученные из нее бензин и дизель на наш рынок, смогут получать обратный акциз (компенсации из бюджета за переработку нефти внутри страны и поставки готового топлива на наш рынок), как и российские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ). Такую поправку к законопроекту из бюджетного пакета в части налоговой политики одобрил Совет Федераций.

Переработку отечественной нефти за рубежом поддержат из бюджета России
© Российская Газета

Отдельно оговаривается, что нефть для переработки передается зарубежным НПЗ на давальческих условиях, то есть для получения конечного продукта - топлива с заданными характеристиками.

Делается это для предотвращения даже намека на риск дефицита топлива на нашем рынке. Речь в первую очередь идет о бензине, мощности производства которого в нашей стране лишь на 10-15% превышают объемы его потребления. В этом году в результате остановок наших НПЗ на незапланированные ремонты из-за прилетов БПЛА опасность дефицита бензина возникала в самых разных регионах России. И именно это стало главной причиной роста его котировок на бирже и цен на АЗС.

Конечно, можно было бы просто импортировать топливо - к примеру, из Китая или Беларуси, но в этом случае его цена оказалась бы значительно выше российской. На нашем рынке действуют механизмы, снижающие цены для внутреннего потребителя. Одним из таких механизмов является обратный акциз. Его применение позволит продавать импортное топливо по тем же ценам (или почти), что и российское.

Как заметил в беседе с "РГ" заместитель председателя Комитета Госдумы по энергетике Юрий Станкевич, решение вынужденное, но оправданное в нынешних условиях. В любом случае импорт следует рассматривать как явление временное. Установленные мощности российской нефтепереработки значительно превышают внутренний спрос и по бензину, и по дизелю. Задача - не только восстановить уровень производства, но и увеличить его. По бензину в среднесрочной перспективе - не менее чем на 10% к уровню 2024 года.

Собственные мощности российской нефтепереработки значительно превышают внутренний спрос и по бензину, и по дизелю

Схожее мнение высказал управляющий партнер NEFT Research Сергей Фролов, который считает, что в текущих условиях (атаки на российские энергетические объекты) эта мера выглядит оправданной и может служить для покрытия локальных дефицитов.

Резонный вопрос: откуда могут идти поставки? По словам Станкевича, это в первую очередь белорусские НПЗ.

В Беларуси два НПЗ - Мозырский и Новополоцкий ("Нафтан"), которые исторически были ориентированы на внешние рынки, уточняет гендиректор маркетплейса нефтепродуктов OPEN OIL MARKET Сергей Терешкин. По последним доступным данным Белстата, в 2020 году выпуск бензина в Беларуси составил 3,2 млн тонн, из них 1,3 млн тонн ушло на внутренний рынок, а 1,8 млн тонн - отправлено на экспорт (остальные объемы, по всей видимости, пришлись на складские запасы, согласно данным Белстата). Эксперт отмечает, что даже при полной переориентации на российский рынок белорусские НПЗ смогут обеспечить менее 10% потребностей РФ в бензине (годовой спрос на бензин в РФ составляет 38-40 млн тонн в год).

Кроме того, есть и проблема с логистикой. Самый проблемный по топливу регион России - Дальний Восток, но поставки с белорусских НПЗ туда будут "золотыми". А бензин и дизельное топливо (ДТ) и так на Дальнем Востоке стоит дороже, чем в других регионах страны.

Поэтому Фролов считает, что основным кандидатом для поставок может быть Китай, у которого сейчас в силу торможения темпов роста экономики мощности по нефтепереработке не загружены. Соответственно и по логистике Китай выглядит одним из наиболее привлекательных вариантов.

Но как сообщил Станкевич, варианты импортных поставок из азиатских стран обсуждались и обсуждаются, но они представляются маловероятными, поскольку потенциальные участники таких сделок либо сами вынуждены покупать нефть и топливо за рубежом, либо опасаются попасть под санкции США вследствие торгово-экономических отношений с Россией.

А как замечает зампред наблюдательного совета ассоциации "Надежный партнер", член экспертного совета конкурса "АЗС России" Дмитрий Гусев, чисто теоретически можно рассчитывать на импорт с китайских или индийских НПЗ. Но едва ли такие поставки будут выгодны с точки зрения логистики. НПЗ строятся либо в шаговой доступности от рынка сбыта, либо с точками добычи нефти.

Впрочем, если мы говорим только о временной мере, то "тяжелые времена" пиков спроса - а это для бензина конец весны, лето и начало осени - она позволит пережить. С точки зрения Терешкина, эффект от этой меры будет ограниченным. Чтобы купировать риски дефицита, необходимо наращивать выпуск нефтепродуктов в РФ.

О необходимости дополнительных мощностей нефтепереработки внутри России говорит и Гусев, который также подчеркивает, что реализуемая схема хоть и "рабочая", но ведет к потере бюджетных средств.

Напоследок можно вспомнить, что импорт топлива на таких условиях может создать неприятный для нас прецедент. Российским компаниям всегда было выгодно экспортировать сырую нефть. А сейчас особенно, поскольку нефтеперерабатывающие предприятия находятся в зоне потенциального риска. Импорт готового топлива из других стран может стать "расслабляющим фактором" для наших компаний, в пользу дальнейшего наращивания экспорта сырой нефти, а не мощностей нефтепереработки внутри страны.

Впрочем, Фролов считает, что на российской нефтепереработке стратегически принимаемые меры не должны сказаться. У правительства всегда есть возможность отмены решения по обратному акцизу.

промо изображение