Минтранс предлагает сделать принцип «вези или плати» добровольным и закреплять его в договорах между грузоотправителями и РЖД
В действующей редакции устава предусмотрена возможность заключения соглашений об организации перевозки грузов, однако в нем отсутствуют положения, регулирующие ответственность со стороны грузоотправителей.
Как отмечается в пояснительной записке, это фактически означает, что РЖД не обладает юридическими гарантиями со стороны клиентов по предъявлению объемов к перевозке. При наличии таких обязательств стало бы возможным эффективнее использовать создаваемую инфраструктуру и обеспечивать более устойчивое развитие железнодорожной логистики.
Предлагаемый Минтрансом принцип «вези или плати» предполагает, что в долгосрочных соглашениях (на срок от одного года) должен быть закреплён согласованный объём грузов, который отправитель обязуется предоставить к перевозке. Причём этот объём подлежит оплате в полном объеме — даже если фактически он окажется меньше заявленного.