Высший суд Бельгии усомнился в полномочиях казначейства по разблокировке активов

Компетенция казначейства Бельгии на разблокировку активов поставлена под сомнение в высшем суде страны, сообщают «Ведомости» со ссылкой на материалы дела. В государственный совет обратилась неназванная инвестиционная компания с Бермудских островов, активы которой заблокированы в бельгийском депозитарии Euroclear из-за антироссийских санкций. Суд заинтересовался этой позицией и решил возобновить дебаты по делу.

Решение госсовета либо подтвердит законность сложившейся практики разблокировки активов, либо поставит под сомнение все предыдущие решения казначейства, говорят юристы.

Бермудская компания в иске настаивает, что ни она сама, ни ее бенефициары не подпадают под санкции и не аффилированы с лицами под ограничениями. В мае 2021 года компания через брокера купила 13тысяч акций шведского финтеха Klarna. Поскольку у брокера нет собственного счета в Euroclear, он воспользовался услугами банка-кастодиана. В апреле 2022 года эта кредитная организация была включена Евросоюзом в список блокирующих санкций.

В марте 2022 года брокер открыл счет в другой компании со счетом в Euroclear и сделал попытку перевести заблокированные акции, но депозитарий не исполнил транзакцию. В декабре 2022 года компания обратилась в главное управление казначейства федеральной государственной службы финансов Бельгии с просьбой разблокировать акции. Казначейство ответило отказом в августе 2023 года, который бермудская компания оспорила в ноябре того года.

В июле 2024 года инвесткомпания обратилась в госсовет с требованием отменить решение казначейства. Бермудская компания подчеркивает, что ее запрос касается только ее собственного имущества и не затрагивает интересы подсанкционных лиц.

Также компания в своем обращении поставила под сомнение компетенцию казначейства на разблокировку активов. Министр финансов Бельгии в декабре 2023 года делегировал полномочия по применению европейских ограничений руководителю главного управления казначейства. Но в Бельгии полномочия, предоставленные конституцией или в соответствии с ней, неотчуждаемы и непередаваемы, подчеркнула компания в жалобе. Поэтому казначейство не могло быть назначено компетентным органом и не имеет полномочий выносить решение по ее запросу, настаивает инвестор.

Госсовет счел правоспособность казначейства существенным элементом спора и основанием возобновить обсуждение дела. Он поручил аудитору представить доклад по этому вопросу.

Если госсовет признает надлежащим делегирование полномочий министра главе казначейства, то законность сложившейся практики подтвердится, констатировал старший юрист коллегии адвокатов Delcredere Артем Касумян. А вот если делегирование сочтут незаконным, то возникнет правовая неопределенность — под сомнением окажутся все предыдущие решения казначейства о разблокировке активов, предупредил он.