Глава Союзлегпрома призвал использовать современные технологии в маркировке
В системе маркировки сегодня важно массово применять современные технологии, в частности RFID-метки - устройства с микрочипами, позволяющие считывать информацию бесконтактно, в отличие от штрихкодов. Это значительно упростит логистические процессы в производстве и закупках, а для покупателя снизит время обслуживания на кассе, заявил "РГ" президент Союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности Андрей Разбродин.
Система маркировки, существующая сегодня в России, несомненно, дает положительный эффект в части борьбы с нелегальным оборотом продукции. Как недавно сообщили в Центре развития перспективных технологий со ссылкой на данные НИУ ВШЭ, в одежде и текстиле он снизился на 30,6% за пять лет.
Однако есть ряд вопросов, требующих решения. Об этом в беседе с "РГ" рассказал президент Союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности Андрей Разбродин.
"Маркировка, конечно, сегодня дает положительный эффект для государства и налоговой системы, потому что часть товара обеляется. Однако нашим предприятиям она стоит достаточно дорого и мало субсидируется, особенно это касается малых и средних предприятий", - указывает Андрей Разбродин.
Об этом "РГ" ранее сообщали и сами представители легпрома. Например, директор Фабрики Оренбургских пуховых платков Елена Курлаева отмечала, что рост непроизводственных расходов предприятий связан в том числе и с необходимостью маркировать изделия.
"Внедрение системы маркировки для предприятий было достаточно сложным, как с точки зрения человеческих ресурсов, так и финансово. Один только комплект оборудования обошелся в полмиллиона рублей. Был увеличен штат, и если раньше такой специалист претендовал на заработную плату 50-70 тысяч рублей, то сейчас это уже от 100 тысяч рублей ежемесячно на руки, не считая налогов", - комментирует генеральный директор LaPrima, производитель и продавец домашнего текстиля премиум сегмента из Челябинска Денис Силин.
Кроме того, по его словам, выросла нагрузка на уже работающих сотрудников: добавился новый функционал, связанный, например, с возвратами и заменой маркировки при порче; все это сказалось на качестве выполнения текущей работы.
Предприниматель согласен, что маркировка как идея и как инструмент обеления рынка - мера хорошая и правильная, но трудности сегодня есть, и их надо решать.
Еще одно направление, которое необходимо внедрять в систему маркировки, - это сертификация товара по показателям качества, говорит глава Союзлегпрома.
"Самое главное, чего сегодня нет в маркировке, - это стандартизация и сертификация по показателям качества, то есть по техническим условиям. По этой причине товар, который даже прошел маркировку, не имеет сертификата качества", - подчеркивает Андрей Разбродин.
Ну и третье - это внедрение новых технологий.
"Плоскостная маркировка не решает ряда проблем. Например, если вы, придя в магазин, покупаете пачку бутылок, то их все на кассе надо "распатронить", каждую "отпикать" и так далее", - отмечает собеседник.
Та же ситуация наблюдается и при поступлении товара на склад или при приемке в магазине. Но есть технологии, позволяющие снизить трудоемкость и длительность этого процесса.
"Есть такая вещь, как RFID-метка (устройство из микрочипа и антенны, хранящее данные для автоматической идентификации, технология позволяет считывать информацию бесконтактно, в отличие от штрихкодов), и весь мир, Китай, в частности, давно уже этим пользуется. Это дает следующую ситуацию: вы в корзину всего накидали, подъезжаете к кассе и товар даже не вынимаете. У вас тут же печатается чек, потому что марка считывается дистанционно. Процесс выбивания чека в итоге - 30 секунд", - акцентирует Андрей Разбродин.
При использовании RFID-меток логистические процессы в производстве и закупках значительно оптимизируются, и в конечном итоге снижается себестоимость товара.
Как указано на сайте системы маркировки "Честный знак", RFID-метки сейчас используются при маркировке меховых изделий.
Однако их следует распространить абсолютно на все товары, считает президент Союзлегпрома.
"Да, изначально такая метка стоит несколько дороже, чем бумажная плоскостная, но с точки зрения дальнейших затрат получается выгоднее, быстрее и эффективнее", - резюмирует он.