Эксперт Полякова: Молодые специалисты формируют новую этику на рынке труда

Молодое поколение в России становится заметным драйвером экологической повестки, но чаще действует спонтанно, вне рамок государственных или корпоративных инициатив. Такими выводами аналитики поделились в ходе работы дискуссионного клуба "Доверительные коммуникации" в партнерстве с журналом "Евразимут".

Эксперт Полякова: Молодые специалисты формируют новую этику на рынке труда
© Российская Газета

А по данным исследования Центра устойчивого развития Школы управления "Сколково", 75% молодых людей готовы выбирать работодателя, уделяющего внимание экологическим и социальным аспектам деятельности бизнеса, даже если уровень зарплаты окажется ниже.

"Почти треть респондентов заявила, что может уйти из компании после репутационного кризиса, связанного с нарушением принципов устойчивого развития", - уточнила ведущий исследователь центра Анастасия Опанасенко.

По ее словам, это отражает формирование новой трудовой этики, когда молодые специалисты оценивают бизнес не только по экономическим показателям, но и по степени ответственности перед сотрудниками, обществом и природой.

Кандидат экономических наук доцент кафедры интегрированных коммуникаций РАНХиГС при президенте РФ Анна Цветкова считает, что нынешние молодые работники не склонны доверять людям и компаниям, которые были замечены в каких-то скандалах, связанных с социальной или экологической тематикой.

"Тот факт, что три четверти молодых специалистов готовы выбрать работодателя, уделяющего внимание экологическим и социальным аспектам, даже в ущерб уровню зарплаты, - это не просто статистика. Это свидетельство формирования принципиально новой трудовой этики", - уверена доцент кафедры маркетинга РЭУ им. Г.В. Плеханова Инга Корягина.

По ее мнению, молодое поколение, представленное преимущественно миллениалами и зумерами, перестало оценивать карьеру исключительно через призму ежемесячного дохода. Для них работа - это не только источник финансового благополучия, но и инструмент самореализации, способ влияния на мир и выражения своей гражданской позиции. "Цифра, показывающая, что почти каждый третий готов покинуть компанию после репутационного кризиса, связанного с нарушением ESG-принципов (экологическая, социальная и корпоративная ответственность), - яркое тому подтверждение", - подчеркивает эксперт. И добавляет, что в эпоху тотальной прозрачности репутация бренда как ответственного игрока становится активом, который напрямую конвертируется в лояльность клиентов. Для молодого же специалиста ассоциация с компанией, замешанной в скандалах о загрязнении окружающей среды или несоблюдении прав сотрудников, становится личным репутационным риском.

Для российского бизнеса эти данные должны стать сигналом к действию, уверена эксперт. Компании, которые уже сегодня интегрируют принципы устойчивого развития в свою стратегию, инвестируют в "зеленые" технологии, обеспечивают высокие стандарты охраны труда и развивают корпоративную социальную ответственность, получают решающее конкурентное преимущество в "войне за таланты".

В противном случае их ждет не только отток перспективных кадров, но и растущие сложности с привлечением молодежи, которая все чаще голосует за ценности не кошельком, а своим трудовым выбором.

Экономист, предприниматель, руководитель Московского отделения независимого профсоюза "Новый труд" Анна Полякова подчеркивает, что стремление молодых людей работать в компаниях, которые разделяют позитивные экологические и социальные ценности, - это закономерное явление. Оно полностью соответствует повестке, которая в последние годы активно транслируется не только на глобальном уровне, но и внутри нашей страны - звучит с высоких трибун, заложена в национальных проектах и формирует новые вызовы для работодателей, заставляя их относиться к сотрудникам более внимательно.

При этом уход до трети сотрудников после репутационного кризиса - это цена, которую бизнес платит за лицемерие. В эпоху тотальной прозрачности невозможно оставаться ответственным лишь на страницах годовых отчетов. "Сегодня сотрудники хотят испытывать гордость за свою компанию, а не чувство неловкости, объясняя друзьям, где работают. Это осознанный запрос на смыслы в карьере, где успех измеряется не только прибылью, но и позитивным влиянием на мир", - подчеркивает она.

Эксперт считает, что на психологическом уровне люди стремятся не только к деньгам. Как только достигается определенный уровень стабильности и закрываются базовые нужды - наличие жилья, одежды, гаджетов - возникает желание быть полезным обществу, реализовывать свои таланты.

"Учитывая, что новое поколение выросло в условиях, где у многих эти потребности были заложены изначально, их запрос на ценностное соответствие с работодателем совершенно естественен. Сейчас, в условиях ухода ряда крупных западных компаний, именно молодые специалисты формируют новую этику на рынке труда. Мы вступаем в эпоху, когда российский менеджмент на практике осознает, что такое истинная мотивация и создание общих ценностей для сотрудников", - отмечает Полякова.

В академической и бизнес-среде давно известно, что формирование ценностей и системы мотивации - это прямая обязанность руководства, без которой компании со временем теряют эффективность.

"Ошибочно полагать, что сотрудник должен самостоятельно вдохновлять себя в рабочих задачах. Если сотрудник вынужден создавать ценности и мотивацию исключительно своими силами, это говорит о пробелах в управлении. Менеджерам важно перестроиться и развивать коммуникативные навыки. Мы движемся в будущее, где на первый план выходят смыслы и привлекательность труда, а рутину постепенно берет на себя искусственный интеллект", - добавляет эксперт. Например, во Франции в аграрном секторе достигли заметных успехов, внедряя инновации: стеклянные офисы с кофе прямо на полях, умную технику, стильную форму и замену устаревших понятий на термины, более близкие молодому поколению.

Председатель общественного совета при Минтруде, председатель наблюдательного совета платформы "Неравнодушный человек" Константин Абрамов добавляет: треть россиян оценивает экологическую ситуацию в своем регионе как неблагополучную. Особенно критично настроена молодежь 25-35 лет - возраст, когда появляются дети и вопросы устойчивого будущего приобретают личный смысл и основу для принятия решения о том, в каком городе и регионе жить и работать. При этом младшие миллениалы и зумеры демонстрируют уверенность в собственном влиянии: по словам Абрамова, они чаще считают, что смогут повлиять на изменение ситуации, если она неблагополучна.

Директор компании "S+ Консалтинг" Михаил Фаткин отмечает, что в России экологическая ответственность традиционно закреплена за государством, тогда как в западных моделях ключевую роль играют корпорации. По его мнению, для эффективной работы с молодежью важно опустить повестку на муниципальный уровень - делать проекты ближе к людям, к их дворам и сообществам. Он также подчеривает, что для вовлечения молодежи важно сочетать административную поддержку и горизонтальные коммуникации - через волонтерские инициативы, акселераторы и локальные бизнесы: с коммуникационной точки зрения, работает все, что близко, важно использовать механику активного вовлечения и сопричастности к конечному результату.