В ФАС рассказали о картелях на известных маркетплейсах
Федеральная антимонопольная служба выявила на крупных и популярных у россиян маркетплейсах целый ряд настоящих картелей: с общей документацией, правилами и даже способами наказания неугодных. Об этом представители службы 18 ноября рассказали в Совфеде в ходе заседания на тему «О совершенствовании моделей рынка, отраслевой и антимонопольной политики». Почему для цифровых платформ и IT-компаний слабо подходит действующее антимонопольное законодательство и как его предлагают изменить, рассказывает «Парламентская газета».
Механизмы регулирования не успевают за рынком
Как отметил в ходе заседания член Комитета Совета Федерации по экономической политике Иван Евстифеев, уже ни у кого не осталось сомнений в том, что цифровизация в наши дни является основой всей экономики и определяет как технологический суверенитет, так и будущее страны в целом. Однако чем дальше, тем чаще существующие модели регулирования, разработанные для «традиционных» стабильных монопродуктовых рынков, оказываются неподходящими для рынка IT-технологий.
«Этот сегмент отличают динамичность и многокомпонентность, — отметил сенатор. — С ними связаны, к примеру, сложности оценки сделок IT-компаний, контроль над цифровыми активами и рыночными процессами».
Новое время, подчеркнул Иван Евстифеев, требует новых подходов. Так, в частности, одним из них может стать переход от контроля краткосрочных цен к стимулированию долгосрочной динамичной эффективности, что позволит не допускать картельных сговоров, монополизации рынка и недобросовестной конкуренции. Также, по словам сенатора, должны измениться методики оценки действий компаний: вместо формальной доли на рынке, которая используется в качестве основного показателя сейчас, следует применять целый комплекс параметров. В их число, например, могут войти активность компании в сфере инвестиций в научно-исследовательские работы, ее вклад в укрепление международной конкурентоспособности и создание новых перспективных IT-продуктов. Отсюда следует изменение порядка оценки доминирующего положения и создание новых механизмов анализа рынков цифровых услуг.
По крайней мере часть этих проблем должен решить закон о платформенной экономике, который вступит в силу с 1 октября 2026 года. Как отметил в ходе своего выступления директор департамента цифрового развития и экономики данных Минэкономразвития Владимир Волошин, к тому моменту к нему подготовят ряд важных уточнений и подзаконных актов. В частности, планируется расширить государственный реестр, в котором, помимо маркетплейсов, будут учитываться и другие цифровые платформы, например такси. Кроме того, интернет-продавцов обяжут не допускать к публикации карточки отдельных видов товаров (пестицидов, агрохимикатов, БАДов и лекарств), не прошедших государственную регистрацию.
От маркетплейсов к видеоиграм и стримингам
Однако одними только торговыми платформами актуальные вопросы антимонопольного законодательства не исчерпываются. Так, заместитель руководителя ФАС России Андрей Цыганов привел в пример нетранзакционные платформы — социальные сети, видеостриминги и видеоигровые платформы, где оно также может нарушаться. По словам Цыганова, пока что в их отношении правоприменительная практика только еще формируется, а совокупность критериев, при которых владелец нетранзакционной платформы будет считаться занимающим доминирующее положение, находится в разработке.
«Если говорить отдельно про маркетплейсы, то мы видим достаточно большое количество жалоб, которые касаются всех участников этого сегмента: и ПВЗ, и поставщиков, и служб внутренней логистики, и платформ, — уточнил Цыганов. — В отношении компаний, которым можно предъявить нарушение норм антимонопольного регулирования, выдаем предупреждения. Нужно отметить, что несколько таких предупреждений уже были приняты к сведению, а содержащиеся в них указания выполнены».
В качестве примера того, как именно на маркетплейсах может нарушаться антимонопольное законодательство, Андрей Цыганов привел выявленные ФАС «цифровые картели». Так, по словам замруководителя ведомства, один из них специализировался на торговле наушниками: продавцы делили рынок, устанавливали цены, совместно участвовали в скидочных акциях и даже имели свои способы наказания тех, кто отказывался играть по их правилам. Одной из форм такого наказания были фальшивые заказы огромных партий товаров конкурентов куда-нибудь в отдаленный регион, например на Чукотку. В итоге пострадавший от картеля продавец нес убытки, а его товар оказывался выведенным из оборота.
«Участники картеля взаимодействовали в телеграме, использовали Google-таблицу в качестве инструмента для установления и поддержания цен», — подчеркнул Цыганов.
По итогам заседания участники договорились оформить представленные идеи и предложения в единый документ и продолжить совместную работу.