Почему именно "Газпром" получит налоговые послабления в следующем году
Комитет Госдумы по энергетике одобрил законопроект, позволяющий "Газпрому" получить вычет по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) с ноября следующего года. К концу 2028 года его размер может составить 89 млрд рублей. Причем, если не будет принято отдельного решения, компания продолжит его получать и в дальнейшем.
Документ предусматривает право "Газпрома" получить налоговый вычет с 1 ноября 2026 года по 31 июля 2027 года на 2,44 млрд рублей в месяц, с 1 августа 2027-го по 31 июля 2028-го - на 3,5 млрд в месяц, с 1 августа 2028-го - на 5,5 млрд рублей в месяц.
По словам замглавы Минфина Алексея Сазанова, с 1 октября 2026 года вводится новый, дополнительный коэффициент, который позволяет изымать с газодобывающих компаний в бюджет часть индексации цен на газ (по 3% ежегодно) для промышленных потребителей. "Соответственно, также вводится специальный вычет для организаций - собственников единой системы газоснабжения (ЕСГ), который будет уменьшать сумму НДПИ к уплате этими организациями", - цитирует Сазанова "Интерфакс".
В России собственник ЕСГ - "Газпром", но вот газ добывает не только он. В 2024 году, по данным Росстата, в нашей стране было добыто 685 млрд кубометров газа. На "Газпром" от общего объема добычи пришлось 420 млрд кубометров газа, то есть 61,3%. Возникает несколько вполне резонных вопросов. Во-первых, почему крупнейшая по добыче компания получает преференции там, где остальные, наоборот, будут платить в бюджет? Во-вторых, не получается ли, что индексация цен на газ больше инфляции сделана не в интересах отрасли, а только одной компании? И третье, не затормозит ли это развитие газовой отрасли в России, поскольку конкурентные условия для участников будут неравные?
Отвечая на эти вопросы, заместитель председателя Комитета Госдумы по энергетике Юрий Станкевич подчеркнул, что снижение фискальной нагрузки через предоставление вычетов по НДПИ необходимо "Газпрому", оказавшемуся сегодня отчасти между молотом и наковальней. Значительное сокращение экспортной выручки ограничило инвестиционный ресурс компании, ранее направлявшийся на программу газификации регионов. При этом поручение президента России, целевые показатели Энергетической стратегии о доведении уровня сетевой газификации до 83 процентов к 2030 году остаются неизменными, программа социальной газификации расширена и объявлена бессрочной.
Через развитие газовой генерации в электроэнергетике, расширение трубопроводной транспортной инфраструктуры "Газпром" намерен увеличить объем потребления на внутреннем рынке. Станкевич напомнил, что потребление газа в России в 2024 году выросло на 5,2%, в том числе поставки добытого "Газпромом" газа через собственную ГТС - на 9,2%.
Схожее мнение высказал замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. Он считает, что ничего особо драматичного для других (независимых) производителей газа не происходит. Во-первых, речь идет об изъятии в бюджет части дополнительных доходов от индексации цен. В принципе Минфин мог забрать весь доход или большую его часть. То, что государство решило часть изымаемых средств направить на компенсацию очень небольшой части расходов "Газпрома" на социальную газификацию, тоже понятно и объяснимо. Именно "Газпром" пострадал от геополитического воздействия на внешнюю конъюнктуру, газовый бизнес независимых производителей, наоборот, выиграл значительно от индексации цен на внутреннем рынке. При этом все бремя расходов на газификацию, которое к тому же выросло в последние годы, возложено на" Газпром", уточняет эксперт.
Но экспорт российского газа в Европу трубопроводами рухнул из-за подрыва "Северных потоков" и прекращения транзита газа через Украину, а не санкций. Газ в ЕС продолжает поставляться (ЕС собирается отказаться от него только с 2028 года), а в санкционный список минфина США (SDN-лист) компания не включена, хотя многие ее дочерние структуры в нем присутствуют. Нефтедобывающий сектор пострадал от санкций значительно сильнее. Сейчас в SDN-листе находятся все крупнейшие нефтедобывающие компании нашей страны: "Роснефть", ЛУКОЙЛ, "Сургутнефтегаз", "Газпром нефть". По иронии судьбы, именно они, плюс НОВАТЭК, называются "независимыми" на нашем газовом рынке.
Как замечает доцент Финансового университета при правительстве РФ Валерий Андрианов, льготы для "Газпрома" создают нежелательный прецедент. Другие газовые и нефтегазовые компании также сталкиваются с неменьшими проблемами. Создаются также неравные условия для участия других компаний в процессе газификации. Помнится, сами представители "Газпрома" заявляли о желательности участия "независимых" в развитии внутренней газовой инфраструктуры. Но если у независимых изымают "дополнительные" доходы, возникающие в результате опережающей индексации цен на газ, а льготы дают только "Газпрому", то не стоит ждать от независимых и помощи в газификации.
Кроме того, эксперт подчеркивает, что поддержка "Газпрома" была бы целесообразна в случае наличия "встречных обязательств", в частности выражающихся в замораживании (или хотя бы сдерживании на уровне ниже инфляции) цен на газ для внутренних промышленных потребителей, что обеспечило бы существенное конкурентное преимущество отечественной экономике. Однако расширение программы преференций для "Газпрома" происходит одновременно с опережающим ростом тарифов (плодами которого теперь не смогут воспользоваться независимые компании).
По словам Станкевича, налоговые послабления являются следствием ситуации на рынке газа, частично покрывают потребности "Газпрома" в инвестициях, но не решают фундаментальных вопросов. Задача правительства и участников рынка - адаптировать стратегию развития газовой отрасли под объективные реалии. Среди вопросов, которые на поверхности, - обеспечение баланса прав и обязательств компаний ("Газпрома" и независимых производителей), поддержание равной доходности участников рынка при сохранении регулируемых цен на газ для отдельных групп потребителей, равный доступ к транспортной инфраструктуре, наращивание экспортного потенциала СПГ инфраструктуры, включая и производство, и флот. Пока мы видим только фрагментарные решения.
Андрианов не спорит с тем, что "Газпром" нуждается в серьезной финансовой подпитке как для осуществления процесса газификации регионов РФ, так и для создания новой экспортной инфраструктуры - прежде всего газопровода "Сила Сибири-2" (на который, как заявлялось, не предполагается тратить бюджетные деньги). Но возникают вопросы к стратегии распределения средств. К примеру, высокие затраты на строительство объектов недвижимости, не имеющих прямого отношения к производственной деятельности концерна, напоминает эксперт.
Зампред наблюдательного совета ассоциации "Надежный партнер", член экспертного совета конкурса "АЗС России" Дмитрий Гусев считает, что увеличение налоговой базы и строительство каких-то башен в Санкт-Петербурге выглядит не совсем корректно. Можно только поаплодировать лоббистским возможностям компании.
При этом эксперт подчеркивает, что с точки зрения решения государственных задач поддержка "Газпрома" выглядит вполне логично. Тем более если компания даст гарантии по своим обязательствам.
Что касается конкуренции на внутреннем рынке, то ее, по сути, и не было, считает Гривач. У независимых производителей в силу особенностей регулирования рынка в России была и остается привилегия выбирать наиболее привлекательных потребителей (крупных промышленных потребителей и электроэнергетические компании, чьи объекты расположены в наилучшей с точки зрения транспортировки локации). А "Газпром" является гарантом газоснабжения и обеспечивает газом всех остальных потребителей, обеспечивающих более маленькую маржу или вовсе генерирующих убытки поставщику газа.
Есть, правда, еще один важный нюанс. Согласно официальному прогнозу Минэкономразвития, в 2026-2028 годах оптовые цены на газ для промышленных потребителей вырастут следующим образом: в 2026 году - на 10,6%, в 2027 году - на 9%, в 2028 году - на 7%. Это уже много, а прогноз не всегда исполняется, причем в последнее время корректируется чаше в большую сторону. Рост цен на газ - это подорожание электроэнергии, а вслед за ней - всех других товаров, любого производства или вида услуг. К тому же это еще и препятствие экономическому росту. Не разгонят ли новые сборы с "независимых", фактически в пользу "Газпрома", инфляцию еще сильнее - большой вопрос.
В "Газпроме" на запрос "РГ" не ответили.