Зерно приносит России больше денег, чем оружие
Сегодня Россия почти полностью обеспечена продукцией собственного производства, а излишки экспортирует в 160 стран мира. И это приносит выручки больше, чем традиционная статья доходов бюджета — продажа оружия. Однако перед отраслью стоят серьезные вызовы: технологическое и инновационное переустройство, импортозамещение, а также сохранение доступных для людей цен на продукцию. Кроме того, есть серьезный дефицит техники, половина которой эксплуатируется больше 10 лет, а ее стоимость такая, что аграрии не могут обновлять парк. Об этом говорили на «правительственном часе» в Госдуме 12 ноября.
Рекордный урожай сои, плодов и ягод
Председатель Госдумы Вячеслав Володин отметил, что сельское хозяйство, несмотря на санкции и вызовы, перестало быть черной дырой, куда уходили вложенные государством деньги: «Сейчас, если брать экспортный потенциал и средства, которые получает [от экспорта сельхозпродукции] бюджет, это больше, чем от продажи оружия».
Министр сельского хозяйства Оксана Лут подтвердила, что АПК последние годы совершил мощный рывок:
«Мы не только обеспечили собственный рынок всем необходимым, но и стали мировой аграрной державой, поставляя свою продукцию в 160 стран мира. Во многом эти достижения обусловлены внедрением новых технологий и ростом производительности труда, по темпам которого сельское хозяйство является одним из лидеров нашей экономики».
Она доложила, что, несмотря на сложные погодные условия, с которыми столкнулись некоторые регионы, урожаи зерна, картофеля, овощей, фруктов, сахарной свеклы и некоторых масличных культур будут выше прошлогодних, а сборы зернобобовых, сои, рапса, плодов и ягод ожидаются рекордными. По итогам года ожидается положительная динамика в производстве скота, птиц, молока и яиц, а также в рыбохозяйственном комплексе.
Минсельхоз прогнозирует рост производства макаронных изделий, мясных полуфабрикатов, плодоовощных консервов, молока, сливочного масла и сыров.
В пределах инфляции
Лут подчеркнула, что рост цен на основные продукты в России за последние 10 лет не превышал общего уровня инфляции, а по ряду категорий даже отставал от нее. Но растет себестоимость продукции, связанная с удорожанием техники, энергоресурсов, логистики, заемных средств и других составляющих, что сказывается на конечной цене товаров.
«Для обеспечения стабильной ситуации у нас сегодня есть все необходимые инструменты, реализуются точечные меры поддержки, применяются механизмы таможенно-тарифного регулирования. Параллельно работаем над повышением привлекательности биржевой торговли, чтобы сформировать национальную систему ценовых индикаторов по ключевым товарам», — отметила Лут.
Еще одна мера — расширение практики долгосрочных контрактов между производителями и торговыми сетями.
«Считаем, что соответствующие изменения закона о торговле, которые мы сейчас прорабатываем совместно с Минпромторгом, помогут исключить скачки цен на отдельные группы продовольственных товаров», — заключила Лут.
«Умное земледелие» и грамотная селекция
К 2030 году АПК должен увеличить производство продукции не менее чем на 25 процентов и в полтора раза нарастить экспорт. Для этого отрасли нужен еще один технологический рывок за счет внедрения современных технологий, автоматизации, роботизации, использования беспилотной техники, искусственного интеллекта и других цифровых инструментов.
По словам Лут, уже запущено несколько проектов «умного земледелия», для мониторинга полей активно применяют беспилотники и современные метеорологические инструменты. А 80 процентов производимых в стране дронов востребованы именно в сельском хозяйстве.
С этого года стартовал новый национальный проект «Технологическое обеспечение продовольственной безопасности», связанный с развитием селекции, генетики, производством критически важных добавок, ветеринарных препаратов и вакцин, сельхозтехники и оборудования, рассказала министр. Именно эти направления сильно зависели от импорта и требуют замещения.
Так, к 2030 году страна на 75 процентов должна обеспечивать себя семенами. Тут особое внимание селекции, поскольку традиционные сорта не справляются с погодными катаклизмами. Для быстрого вывода на рынок более устойчивых и урожайных сортов на базе Тимирязевской академии создается геномный центр.
Такая же селекционная работа ведется в животноводстве, со следующего года запустят единую базу данных о племенных ресурсах, создается национальный индекс племенной ценности.
Необходимо импортозаместить и производство органических аминокислот, ферментов, витаминов, заквасок и модифицированных крахмалов. Для этого понадобятся дорогостоящие наукоемкие производства, сказала Лут. Уже строится новый завод заквасок в Ярославской области, в Ростове — по производству модифицированных крахмалов, в Туле и Воронеже — лимонной кислоты, в Калуге — аскорбиновой. В Белгороде идет строительство завода кормовых ферментов, в Татарстане — аминокислот и витаминов. «Реализация этих и других проектов позволит в разы повысить нашу самообеспеченность критически важными компонентами», — резюмировала Лут.
Дисконт и льготы
Вячеслав Володин обратил внимание на проблемы обновления сельхозтехники. Около 57 процентов тракторов и 45 процентов комбайнов находятся в эксплуатации больше десяти лет. Обновлять машины аграрии не в состоянии из-за высоких цен и кредитных ставок.
«У нас в рамках Стратегии развития агропромышленного комплекса до 2030 года предполагалось обновление парка ежегодно на 10 процентов. Но коэффициент обновления зерноуборочных комбайнов на 2025 год — 3,7 процента и 3,5 процента для тракторов. Это значит, мы фактически почти трехкратно снизили обновление техники сельского хозяйства», — сказал Володин.
По его словам, дефицит тракторов на сегодня оценивается в 62 тысячи единиц, комбайнов — в 34 тысячи.
«Растоварование складов наших производителей и дилеров идет медленно, падение продаж в первом полугодии по отдельным сегментам превышало 50 процентов», — подтвердил рецессию министр промышленности и торговли Антон Алиханов.
Для стабилизации ситуации Минпромторг совместно с Минсельхозом предприняли ряд мер — сориентировали скидочную субсидию на наиболее пострадавшие сегменты прицепного оборудования, сделали акцент на нишевой технике для селекции, запустили новый механизм льготного лизинга с привлечением негосударственных фондов, добавили 4,3 миллиарда рублей на капитализацию Росагролизинга.
«Это улучшило ситуацию, но производственные планы наши предприятия теперь вынуждены строить на платежеспособном спросе, а не на рекордных заказах прошлых лет и больше работать с дополнительными скидками при продаже своей техники», — пояснил Алиханов.
Он напомнил, что если предприятие получает господдержку, то замораживает цены на свою продукцию и актуализирует их только раз в год «в пределах индекса цен». Годовые потолки стоимости также зафиксированы в балансе приобретения российской и белорусской техники до 2030 года.
«Участие государства и скидки от производителей или дилера зачастую позволяют довести размер дисконта до 70 процентов от начальной цены», — сообщил министр.
А Оксана Лут считает, что наиболее эффективно поддерживать спрос можно льготным лизингом и кредитованием: «Ставки по льготным инструментам сегодня составляют от 6 до 12 процентов. И мы считаем необходимым продолжать работу по развитию этих льготных механизмов».