Фильтр для миграции: бизнес Хабаровского края в поисках решений для привлечения трудовых мигрантов

Будни трудовой миграции

По информации УМВД, с начала года количество иностранных граждан в крае увеличилось на 3,2%, и из них более 29 тысяч уже трудоустроены, в основном в строительстве, торговле и сфере услуг. Их вклад в бюджет через патенты превысил 1,1 млрд рублей — солидная сумма для экономики региона. Однако волна нарушений со стороны мигрантов и некоторых работодателей подтолкнула власти к ужесточению мер: штрафы взлетели, запустили реестр лиц под особым контролем, а в 2025 году ввели ограничения на привлечение владельцев патентов по шести видам деятельности, включая домашнее подсобное хозяйство и пассажирские перевозки.

«На этапе введения запрета количество граждан данной категории составляло у нас 8747 человек. Как результат проведённой нашей работы на сегодняшний день количество трудящихся мигрантов снизилось на 98,7% и составило 117 лиц, которые продолжают работать в области домашнего хозяйства, в основном это подсобные рабочие, — сообщила заместитель начальника управления, начальник отдела управления по вопросам миграции УМВД России по Хабаровскому краю Анастасия Афроськина. — Также нами активно проводится работа по пресечению незаконной деятельности иностранных граждан, которую осуществляют в качестве водителей такси через сервисы "Яндекс. Такси" и "Максим". В отчётном периоде выявлено 120 иностранных граждан, осуществляющих такую трудовую деятельность».

Анастасия Афроськина добавила, что за девять месяцев 2025 года к ответственности привлекли 616 работодателей за нелегальное использование иностранных работников. Из них 148 юридических лиц пострадали именно за несвоевременную подачу уведомлений о заключении трудовых договоров по части 3 статьи 18.15 КоАП. Общая сумма штрафов достигла 26,5 млн рублей, хотя для юрлиц санкции по этим статьям варьируются от 400 до 800 тысяч рублей за каждый случай. Афроськина особо отметила: если у одного работодателя находят нескольких мигрантов с нарушениями, то штрафуют за каждого отдельно. Чтобы облегчить жизнь бизнесу, власти ввели цифровой сервис уведомлений на Госуслугах — его обработка занимает всего один рабочий день, что уже упрощает рутину.

Елена Шадуя из Независимого союза пассажирских перевозчиков подняла тревожный сигнал о дефиците водителей автобусов: на некоторых предприятиях нехватка достигает 30-40%. По ее словам, региональный запрет на патенты в определенных сферах спровоцировал массовый отток кадров в соседний Приморский край, но власти так и не предоставили экономической оценки последствий этих мер. «Нужен фильтр и контроль на всех этапах, а не одна гребёнка для всех», — подчеркнула она, напомнив, что мигранты годами заполняли вакансии, от которых местные шарахались, и без жалоб. Их уход теперь бьет по пассажирам: интервалы движения автобусов растягиваются, а это напрямую влияет на повседневную жизнь.

«Один человек, грубо говоря, это один автобус на линии. Если не вышел автобус на линию, соответственно, интервал увеличился. Вместо шести автобусов вышло три, люди ждут не 10 минут, а почти 20. А если 100 человек не хватает? Вот я и задавала вопрос: делалось ли экономическое обоснование запретов, но ответа, я, увы, не получила», — поделилась Елена Шадуя в разговоре с корреспондентом агентства.

Операция «Адаптация»

Хабаровский край оказался среди пяти регионов России, где в пилотном режиме стартовали Центры социальной и культурной адаптации для граждан, прибывших в РФ без визы, а также для выходцев из стран Евразийского экономического союза. Александр Гаврилов, глава Центра в Хабаровске, рассказал, что для таких мигрантов уже провели сотни лекций и консультаций, а также запустили бесплатные курсы русского языка. Но... обязательность этих программ нигде не закреплена, поэтому многие иностранцы игнорируют их, ссылаясь на плотные рабочие графики. К тому же, они опасаются делиться персональными данными из-за риска дополнительного надзора. Участники заседания предложили ввести обязательный минимум по адаптации и языку, но сделать процесс гибким — прямо у работодателя или еще на этапе въезда в страну.

Другие спикеры развили идею «экспорта» подготовки: стоит открывать центры отбора и повышения квалификации в странах, откуда приезжает рабочая сила (как это уже реализуют для строителей из Узбекистана). Так в край будут прибывать люди с проверенными навыками, а не «наугад». Внутри региона бизнес требует повсеместного внедрения электронных уведомлений, гармонизации правил с соседними субъектами и наведения порядка в такси: патенты должны выдаваться именно на профессию «водитель», а отношения с агрегаторами — стать прозрачными и регулируемыми.

Омбудсмен Андрей Веретенников резюмировал: винить одних только иностранцев несправедливо — ответственность делят власть и бизнес, который обязан обеспечивать законное и безопасное трудоустройство. Федеральная политика (Указ №738) ставит задачу балансировать экономические нужды и безопасность, а на местах — разрабатывать практические инструменты для отбора, учета и адаптации. Для Хабаровского края это сдвиг от «запретной» модели к умному управлению миграцией: с упором на цифровизацию, обучение и тесное сотрудничество бизнеса с силовыми структурами. Только так регион сможет сохранить темпы развития, не жертвуя стабильность