Первый регулярный поезд из России прибыл в иранский хаб Априн по восточному маршруту МТК «Север–Юг»
Первый регулярный поезд из России прибыл в иранский хаб Априн по восточному маршруту МТК «Север–Юг»
Контейнерный состав с сульфатной целлюлозой прошёл 3 страны за 13 дней и стал началом нового этапа железнодорожного сервиса с Ираном
Первый плановый контейнерный поезд из России прибыл в иранский сухой порт Априн по восточному маршруту международного транспортного коридора «Север–Юг». Состав преодолел путь через Россию, Казахстан и Туркменистан, пересёк границу Ирана через погранпереход Инче‑Борун и доставил 62 сорокафутовых контейнера с сульфатной целлюлозой. Отправление формировалось на полигоне Северной железной дороги. Весь маршрут занял 13 дней.
В отличие от пилотных рейсов предыдущих лет, текущий маршрут задуман как регулярный — с прогнозируемой частотой отправлений, фиксированными слотами и интеграцией в операционные планы участников рынка. Иранская и российская стороны рассматривают его как устойчивую платформу для наращивания грузопотока и расширения номенклатуры.
Особое значение придаётся пункту прибытия — сухому порту Априн под Тегераном, который был запущен в эксплуатацию в мае 2025 года. Новый мультимодальный хаб задуман как «сухая гавань» столицы Ирана, сочетающая направления «Север–Юг» и «Восток–Запад». Прибытие поезда напрямую в Априн означает начало полноценной логистической цепочки, где контейнерные грузы сразу поступают в распределительный узел и могут быть оперативно перераспределены по Ирану и за его пределы, включая рынки Ирака и Ближнего Востока.
Для российских операторов и экспортёров это направление создаёт преимущества по сравнению с морской логистикой — в первую очередь, за счёт снижения рисков и повышения предсказуемости транзитного времени. Такая схема особенно эффективна для продукции с жёсткими графиками поставок: целлюлозы, бумаги, химии, металлопродукции, продовольствия в рефконтейнерах. Регулярность маршрута позволяет синхронизировать логистику с производственными циклами и снижать издержки.
Иран, в свою очередь, усиливает роль своей железнодорожной инфраструктуры в международной торговле, разгружает портовые терминалы и формирует новую «последнюю милю», в которой поток контейнеров сразу попадает в центральный распределительный хаб.
Тем не менее, устойчивый рост потребует решения ряда инфраструктурных и технических задач: согласования расписаний на границах, цифровой интеграции таможенных процедур, пополнения парка платформ и контейнеров под специфические грузы, а также учёта сезонных факторов на маршруте.
#РЖД #жд #Экспорт #ВЭД #МТКСеверЮГ #КонтейнерныйПоезд #СухойПорт #Хаб #ПоследняяМиля#Иран #Казахстан #Туркменистан #Москва #Тегеран #Априн #ИнчеБорун #Погранпереход #БлижнийВосток #Евразия