«Ситилинк» поменяет бизнес-модель и преобразует часть магазинов в дарксторы
Торговая сеть «Ситилинк», которая продает электронику и бытовую технику, перестанет быть автономной от материнской компании Merlion, сосредоточится на онлайн-продажах и начнет преобразовывать магазины в дарксторы, заявил глава Merlion Олег Фоменко в интервью РБК. Merlion — один из крупнейших дистрибьюторов электроники в России.
Раньше «Ситилинк» развивался как отдельная торговая сеть: у нее были свои менеджмент, товарные запасы, инфраструктура и стратегия. Теперь же фактическое управление компанией перешло под контроль гендиректора Merlion. Сейчас ритейлер будет пользоваться общими ресурсами Merlion, включая склады и транспорт. «Мы объединили общее товарное пространство всего холдинга. Любой клиент b2c, b2b может заказать либо в Merlion, либо в «Ситилинке», — рассказал Фоменко.
Кроме того, Merlion преобразует часть магазинов «Ситилинк» в дарксторы. Их основной задачей станут сбор и выдача товаров покупателям — розничным и корпоративным. Компания планирует открыть 27 дарксторов размером 1 500 кв. м до конца года.
Ритейлер намерен сосредоточиться на онлайн-продажах. «Мы увидели тренд. Люди не приходят в «Ситилинк», чтобы выбрать товар в магазине. Отсюда возникает вопрос, нужны ли нам консультанты? Наверное, не нужны. Нужны ли нам специалисты, которые оформляют кредит? Тоже не нужны, потому что можно все сделать на сайте. То есть мы практически трансформируем текущий розничный персонал. У нас были так называемые продавцы-универсалы, которые консультировали, помогали сделать выбор, выдавали товар. Эта функция сейчас практически отмирает. Человек выбирает товар либо через маркетплейсы, либо через сайт, приходит и забирает. Поэтому мы сильно переформатировали и управляющую структуру, и персонал магазина. Например, продавца торгового зала отправили на склад, на выдачу товара».
По словам Фоменко, традиционная модель, когда покупатель приходит в магазин, получает консультацию продавца, возвращается домой, а затем приходит обратно и покупает, уже не работает. «Решение принимается, сидя на кресле, через телефон, компьютер, доставка, самовывоз и через 15 минут товар у тебя», — резюмировал он.
С 2021 года по 2023 год выручка и чистая прибыль «Ситилинка» снижались. В 2024 году ритейлеру удалось улучшить финансовые показатели: выручка повысилась с 132,7 млрд рублей годом ранее до 149,6 млрд рублей, а чистая прибыль увеличилась почти вдвое — с 799 млн рублей до 1,6 млрд рублей (данные «СПАРК-Интерфакс»).
Финансовые показатели ритейлера за 2025 год пока неизвестны. Однако в интервью РБК Фоменко посетовал на то, что в этом году в России произошло сильнейшее за 30 лет падение спроса на электронику. По его данным, спрос упал в среднем на 10–15%, чего не наблюдалось в предыдущие кризисы.