Власти смягчат налоговые поправки для торговцев, работающих по патентам

Власти смягчат налоговые поправки для торговцев, работающих по патентам
© BFM.RU

Обратившемуся на днях в редакцию Бизнес ФМ предпринимателю из Краснодара Вячеславу Копылову принадлежит небольшой продуктовый магазин. Работает он, как и многие коллеги, по патенту. И как будет вести бизнес в следующем году, пока не знает. Возможно, просто закроется.

С января, если примут налоговые поправки, стационарной розничной торговле, то есть обычным магазинам, работать по патенту будет запрещено. Правда, как сообщил премьер Михаил Мишустин, правительство учло предложение бизнеса: если такой магазин находится в сельской местности или в труднодоступном населенном пункте, то патент оставят. Но город-миллионник Краснодар к таковым не относится. Сменить режим на другой Вячеслав не сможет. Его финансовый порог выживаемости выше порога выручки, после которого начнется уплата НДС, то есть в 20 млн рублей.

Что же касается послабления для магазинов в сельской местности, то предприниматель, узнав об этом, заметил, что в чем-то деревенским легче жить, чем городским:

Вячеслав Копылов предприниматель «По Краснодарскому краю таким магазинчикам в сельских районах легче жить, потому что там меньше сетевых магазинов. А в Краснодаре они буквально в каждом квартале. Сложнее в городе торговать, чем за городом. Поэтому эти меры для меня лично ничего не дают. Если мне придется на НДС переходить, затраты вырастут колоссально».

Ключевое отличие патента от других режимов в том, что за него платят раз в год фиксируемую и относительно небольшую сумму. И больше о налогах не думают. Таких индивидуальных предпринимателей в России примерно полтора миллиона. Конечно, не все они работают в розничной торговле. Однако именно для нее, сделав исключения для сел, патенты запрещают. «Мы каждый день только об этом и думаем» — с таких слов с Бизнес ФМ начал разговор эксперт по правовым вопросам «Опоры России», совладелец сети кофеен Take & Wake Алексей Петропольский. В его кофейнях, которые работают по патентам, продают товары навынос, нет производства продуктов и зала с рассадкой. То есть это тоже розница.

Алексей Петропольский эксперт по правовым вопросам «Опоры России», предприниматель «Мы платили за патент в разных точках от 270 тысяч до 560 тысяч рублей — в зависимости от проходимости, от торговли. В патенте же какая история: ты платишь наперед тот налог, который потенциально можешь выплатить. А если вдруг выручка недотягивает до него, ты все равно переплатишь. Но в наших случаях мы всегда знаем, сколько у нас будет выручка. При отмене патентной системы, при применении НДС у нас налог вырастает в 10-15 раз».

Чтобы понять, кого затрагивают поправки, достаточно оглянуться на улице: маленькие магазины с продуктами, табаком, хозтоварами, одеждой, косметикой, цветами. В отдельных зданиях и на первых этажах жилых домов. От Дальнего Востока до Москвы. Все, что еще называют «малоформатной торговлей». Конечно, кто-то работает на упрощенке или вообще заводит юрлицо. Но патенты очень популярны. У Юлии Мамыш из Орска, это Оренбургская область, небольшой магазин одежды. И у нее тоже патентный режим. Недавно думала о расширении бизнеса, пока не пришли новости из Москвы.

Юлия Мамыш предприниматель «Стали масштабироваться, переехали на большую площадь, сделали новый патент. И узнали, что будут такие изменения. В шоке, конечно, не знаем, как и что будет дальше, потому что расти нам дальше не получится с этими ограничениями. Пока что, честно говоря, никаких вариантов нет, потому что это неожиданная новость».

Неожиданность, пожалуй, самое важное. О том, что торговцам отменят патенты, они узнали всего за три месяца до того, как закон может вступить в силу. У бизнесмена Эльмана в Подмосковье продуктовый магазин и овощная палатка. И он тоже работает в городе. Посчитав расходы после отмены патента, предложил своим сотрудникам подыскивать новую работу, потому что иного выхода пока нет.

«У меня оформлены три работника, все официально. Но сказал: ищите потихоньку со следующего года работу. Я тоже уйду. Потому что, если останусь, через три-четыре месяца даже продукты придется все продать, чтобы рассчитаться с налоговой. С патентом нормально было, выгодно было. Если оставят, будем работать, если нет — буду закрываться».

Логику законодателей тоже можно понять. Само по себе введение патента когда-то стало способом взимать с малого бизнеса хоть какой-то налог. Но время прошло. Такие предприниматели платят гораздо меньше, чем те, кто работает по другим системам. Явно много нарушений. Это и дробление, когда в одном магазине торгуют несколько ИП, хотя по факту бизнес один и принадлежит одним и тем же владельцам. Это и продажа того, что по закону продавать нельзя, даже если клиенты очень просят. В таких магазинах отношения продавцов и покупателей не такие, как в сетях. Они скорее соседские, потому что обычно живут и работают рядом: хоть на одной улице в деревне, хоть в одном ЖК в городе. И в этом, несмотря на лирику, тоже ценность такого бизнеса.

Кто-то, возможно, сменит режим, но, чтобы выжить, поднимет цены. Если, конечно, выдержит конкуренцию с сетями. Кто-то, как планирует Вячеслав Копылов из Краснодара, сдаст свое помещение в аренду. Кто-то, как задумывается Эльман из Подмосковья, переквалифицируется из бизнесмена в таксисты. Доход примерно такой же, зато головной боли меньше.