В Госдуме намерены разобраться со скидками маркетплейсов

Сегодня маркетплейсы предоставляют при покупке товаров скидки, если клиенты оплачивают их карточками банков, «вмонтированных» в структуру электронных площадок. В результате этого создаются неравные условия конкуренции. Поэтому на площадке Комитета Госдумы по финрынку в ближайшее время проведут широкую дискуссию с привлечением заинтересованных сторон, чтобы определить, что собой представляют скидки маркетплейсов и требуется ли что-то доурегулировать в правовом поле. Об этом «Парламентской газете» рассказал председатель комитета Анатолий Аксаков.

В Госдуме намерены разобраться со скидками маркетплейсов
© Парламентская газета

На заседании думского финансового комитета 28 октября председатель Центробанка Эльвира Набиуллина назвала несправедливым предоставление скидок, которые электронные площадки дают при оплате карточками их банков. «Потому что банки, которые продают свои финансовые услуги на платформе, не могут предоставить возможность платить карточками другого банка и указать другую цену, а платформы могут. Это не совсем справедливая конкуренция», — пояснила она. При этом она добавила, что «скидки нельзя назвать скрытой формой эмиссии, но это скрытая форма конкурентной борьбы».

По ее словам, проблема является одной из самых острых, «которую обсуждают и банки, и платформы».

Тему монополизации рынка оказания финансовых услуг (поскольку покупка товаров увязывается с их предоставлением банком, который входит в группу маркетплейса) будет внимательно изучена и обсуждена с привлечением заинтересованных сторон, пообещал Анатолий Аксаков.

«Ведь, по сути, получается навязывание финансовой услуги той организации, которая вмонтирована в систему маркетплейса. В любом случае мы должны разобраться с этим», — отметил депутат.

Если некоторые услуги оказываются ниже себестоимости, а это противоречит законам экономики, значит, прибыль поступает за счет каких-то иных услуг, которые оплачивают получатели товаров маркетплейса, допустил глава комитета.

«То есть они оплачивают какие-то сторонние услуги, о которых даже не подозревают, и в результате на самом деле они не выигрывают, получают ту же самую услугу по той же цене, просто иными формами ее обеспечения, — объяснил Аксаков. — Поэтому мы проведем дискуссию на площадке комитета, пригласим и традиционных банкиров, и маркетплейсы, и тех банкиров, которые вмонтированы в эти маркетплейсы, чтобы определить, что необходимо сделать для того, чтобы законодательство и регулирование рынков работали на людей».

И если в ходе обсуждений выяснится, что люди только выигрывают от скидок, то целесообразно будет предложить остальным банкам равняться на маркетплейсы и совершенствовать свою работу. «Но если это на самом деле не добро людям, а обман и в результате этого обмана создаются неравные условия конкуренции, о чем говорят банкиры, то, очевидно, надо навести порядок. И от этого тоже наши граждане выиграют», — резюмировал Анатолий Аксаков.