Продавцы на маркетплейсах стали брать больше микрозаймов

Каждый пятый индивидуальный предприниматель (ИП) за последний год обращался в микрофинансовую организацию (МФО) для развития своего дела, говорится в исследовании Выберу.ру, с которым ознакомилась "Российская газета". В ЦБ отмечают, что в первом полугодии бизнес взял микрозаймы на 73 млрд рублей, что почти на треть больше показателей годом ранее. Значительную часть выдачи обеспечили коммерческие МФО, кредитующие продавцов на маркетплейсах.

Продавцы на маркетплейсах стали брать больше микрозаймов
© Российская Газета

Важным драйвером спроса на займы являются "селлеры", подтверждают в ЦБ. За первое полугодие 2025 года выдача этой категории заемщиков, по словам аналитиков регулятора, составила 44% всего объема выданных предпринимательскому сегменту средств.

"Селлеры - это небольшие компании или ИП, которым нужно регулярно пополнять оборотные средства. Займы для них служат инструментом поддержки непрерывной работы бизнеса и сглаживания кассовых разрывов. Средства привлекаются преимущественно для покрытия операционных расходов: закупки товарных партий, сырья и материалов, выплаты зарплаты сотрудникам, оплаты арендных, налоговых, коммунальных платежей, затрат на логистику", - говорят в ЦБ.

Есть не только коммерческие, но и государственные МФО, которые выдали во втором квартале займы на 13,7 млрд (коммерческие МФО - на 26,4 млрд рублей). По словам гендиректора Корпорации МСП Александра Исаевича, средневзвешенная процентная ставка по ним составила чуть менее 9%, что в два-три раза ниже ставок по банковским кредитам. То есть речь идет о льготных займах, выданных в рамках госпрограммы поддержки бизнеса.

"Можно сказать, что госпрограммы - это "дальняя артиллерия" для стратегического развития, а коммерческие МФО - это "штурмовой отряд" для решения тактических и срочных задач. Бизнес выбирает такие МФО не потому, что не хочет льгот, а потому что для его текущих нужд скорость и простота оказываются ценнее процента", - объяснили "РГ" в пресс-службе МФК "МигКредит". И добавили, что рынок кредитования МСБ со стороны коммерческих МФО переживает трансформацию, постепенно уходя от статуса "экстренного инструмента для бизнеса в условиях кассового разрыва".

"Доля займов, направленных на развитие именно бизнес-активности, продолжает расти, особенно среди селлеров, чья модель предполагает быструю оборачиваемость и высокую потребность в оборотных средствах", - отмечает Анна Романенко, директор департамента коммуникационной политики Выберу.ру.

Продавцы на маркетплейсах составляют свыше 40% всех заемщиков среди ИП, обращающихся к продуктам МФО. Обычно они используют заемные средства для пополнения товарных запасов, покрытия кассовых разрывов и запуска маркетинговых кампаний, рассказали в финансовом маркетплейсе, опросив 1,5 тысячи респондентов.

Если раньше МФО ассоциировались с займами населению, то сегодня все больше компаний переходят в зону предпринимательского финансирования, подтверждает Андрей Богер, генеральный директор платформы Seller Capital (дочка МФК "Займер").

"Сегмент предпринимательского микрофинансирования постепенно становится альтернативой банковскому кредитованию бизнеса. По нашим наблюдениям, средний чек займа в сегменте малого бизнеса составляет 1,5-3 млн рублей при сроке 6-18 месяцев. Это уже не микрозаймы в классическом смысле, а инструмент оборотного финансирования с упором на скорость одобрения и прогнозируемый денежный поток", - говорит эксперт.

Тренд электронной коммерции и информационный шум, по словам Богера, создают иллюзию легких денег, из-за чего многие начинают бизнес без базового понимания управления, построения финансовых моделей.

"Мы видим это на практике: подавляющее большинство заявок не сопровождается финансовыми моделями и расчетами рентабельности. Из-за этого уровень отказов ИП в МФО может превышать 90% - не из-за плохих идей, а из-за отсутствия финансовой дисциплины и большой закредитованности. Но тот, кто выстраивает систему учета и понимает экономику своего бизнеса, получает доступ к заемному капиталу на хороших условиях", - объяснил "РГ" эксперт.

Бизнесу нужно оперативно закупить товар под всплеск спроса, пока действует выгодная цена поставщика, отметили в МФК "МигКредит".

"Он не может ждать несколько недель, собирая справки для банка или под программу господдержки. Его бизнес просто остановится. При этом говорить, что МФО становятся аналогом банков, не совсем корректно. Скорее, микрофинансы занимают свою важную нишу, работая с теми, кому критически важна оперативность", - добавили в пресс-службе компании.