Трафик продуктовых магазинов в ТЦ может снизиться на 8%
Посещаемость продуктовых магазинов в российских торговых центрах в 2025 году может сократиться на 8% в годовом выражении, прогнозируют в Focus Technologies. Показатель снизится и для других категорий арендаторов. Так, трафик fashion-операторов может упасть на 4–7% год к году, DIY — на 8–10%, а электроники и бытовой техники — на 7–10%. В среднем торговые центры в этом году могут потерять до 3% посетителей. Данные приводит «Коммерсантъ».
Снижение трафика продуктовых операторов может оказать наибольшее влияние на общие показатели торговых центров: именно они обеспечивают 40–70% совокупного потока покупателей, отмечает вице-президент Союза торговых центров Павел Люлин. По оценке эксперта в сфере коммерческой недвижимости Марины Толстошеевой, доля продуктовых сетей составляет около 25% — столько же приходится на fashion-операторов.
По данным Ассоциации компаний розничной торговли, крупные сети FMCG — Х5, «Лента» и «Магнит» — зафиксировали увеличение трафика офлайн-магазинов в первом полугодии. В X5 подтвердили, что наблюдают общее замедление роста продовольственной розницы: если в прошлом году физические продажи увеличились на 6–7%, то в этом году — примерно на 2%.
Сдвиг потребительского интереса в сторону более компактных форматов, например, дискаунтеров и магазинов у дома, отмечает руководитель направления исследований и консалтинга Focus Technologies. По его словам, небольшие магазины в жилых комплексах и развитие доставки снижают потребность в визитах в гипермаркеты. В результате крупноформатные магазины теряют актуальность.
Падение покупательной способности, рост онлайн-торговли и дефицит персонала также оказывают давление на рынок, добавляют эксперты. Руководитель департамента исследований и аналитики консалтинговой компании CMWP Полина Афанасьева отмечает, что замедление роста зарплат снижает привлекательность работы в рознице, что ведет к ухудшению клиентского опыта и, как следствие, к снижению посещаемости.
Снижение трафика напрямую отражается на рентабельности торговых центров, особенно если арендные платежи привязаны к товарообороту. По оценке Марины Толстошеевой, маржинальность объектов сейчас составляет 4–15%, тогда как президент Magic Group Александр Перемятов считает, что текущий трафик на 20–40% ниже уровня, необходимого для стабильной прибыли. Управляющие ТЦ, по словам экспертов, стараются компенсировать потери за счет повышения конверсии существующего трафика и внедрения развлекательных форматов.
По данным исследования Fashion Consulting Group и «МТС геоэффект», в первом квартале 2025 года россияне проводили в большинстве торговых центров в среднем 1−1,5 часа, тогда как годом ранее показатель составлял 2,5−3 часа.