Тюменская художница Мухаметова рассказала, почему и как пишет картины нефтью

Тюменская художница Альфея Мухаметова показала горожанам последние картины с нефтью.

Тюменская художница Мухаметова рассказала, почему и как пишет картины нефтью
© Российская Газета

За полувековую творческую жизнь она провела более тысячи выставок по всей стране и за ее пределами, но "Золото древней Земли", открывшаяся в Тюменской облдуме, стала одним из наиболее сильных аккордов мастера. Это репетиция длиною в месяц перед грандиозной персоналкой в будущем году в музейном комплексе имени Словцова. Экспозиция посвящена 95-летию северных автономий (на Ямале она сделала дипломную работу, а в Югре возмужала и состоялась). 238 работ, из которых 80 новые, рожденные вот-вот, заняли все пять этажей здания. Но ценно тут другое - посетители видят разом 12 умопомрачительных творческих техник, притом часть из них художница придумала сама. Как, например, еще 11 лет назад - рисование югорской нефтью. В прошлом году Мухаметова, наконец, оформила право на этот метод и, надеемся, поставила точку в чужих историях с присвоением авторства. Как раз на открытии "Золота…" гости и героиня вспоминали, как все начиналось.

"Это пришло нежданно… Родилась на юге Тюменской области, но детство и юность провела на Севере, потому что мой папа Фахриттин Курмашев был буровиком в знаменитой бригаде Семена Урусова. Сначала - Октябрьский район. Правда, там первооткрыватели вместо нефти нашли газ. Потом мы переехали ближе к Шаиму. Родители вообще прошли все месторождения. И вот в 2014-м я решила: почему бы не попробовать пописать нефтью. Это дань трудовому подвигу старших", - рассказывает нарядная Альфея.

Это только со стороны все кажется простым: нефть, рабочая поверхность и пальцы мастера. Но материал из глубины Земли коварен - он не стирается и не смывается. Поэтому работает Мухаметова сразу и навсегда, без тренировки, подготовки, эскизов. За десятилетие с лишком виртуоз создала галерею портретов известных земляков - не в красках их характеры запечатлела, а в черном золоте! Из свежего - цикл "Край первых": первооткрыватели Фарман Салманов, Виктор Муравленко, Юрий Эрвье, художники Михаил Гардубей, Минсалим Тимергазеев, писатели Владислав Крапивин, Юван Шесталов, Юрий Вэлла, Еремей Айпин, герои России Раушан Абдуллин, Владимир Шарпатов, Рустам Сайфуллин

"Чтобы не ошибиться, сначала изучаю человека. Вот поэт Булат Сулейманов - он сильный, характерный такой. Надо было это уловить и быстро "схватить" нефтью. Ну и с белым листом "говорю". Мы договариваемся. Поскольку я человек уже взрослый, позволила рисовать так, как хочу, не придерживаясь классических канонов. Чувствую и пишу. Вот и все", - будто впускает в мастерскую с секретами Альфея Фахриттиновна.

Это, кстати, подтверждают и другие работы - не нефтяные. Знаете ли, скучно с этой женщиной не бывает: многое, что выходит из-под ее рук, - не то, чем кажется. Думаешь, вот этот крепкий лист в центре картины - вещь декоративная, но, боже мой, это настоящий лист фикуса - "отделился" от материнского ствола, упал на пол, но вместо мусорного ведра оказался в багете и висит на выставке в окружении искусства. Он и сам к нему прилип. Или ромбы с молитвами… Это реальные носовые платки в рамах, сдобренные поталью (символично: наши матери молятся о нас, прикрывая глаза носовыми платочками). Палочки, щепочки, травинки, пылинки и, ничего предосудительного, даже марля - шутит ли таким образом Мухаметова или до сих пор ищет себя? Но это очень сильно, чувственно, в соответствии с духом изображаемого и смыслом сюжета. Это и зрителей увлекает - на вернисажах Альфеи никто не зевает.

Горячая эмаль на меди, акварель на холсте, графика на фарфоре, декоративные тарелки из нескольких слоев эпоксидной смолы, дающих 3D-эффект, маски в древней технике раку, надглазурная роспись обычной кафельной плитки, запеченной при температуре 650 градусов, графика одной линией. Спиртовые чернила, алмазная пыль, войлок, ткань… Ее волнует природа, Родина, но больше, пожалуй, отношения внутри рода - между мужем и женой, мамой и ребенком, сама женщина как макромир. Рассматривать можно, забыв о течении времени.

В текущем году Альфея Мухаметова получила премию искусств имени Малевича за поиск, эксперимент и новаторство. Как говорится, за все, что "натворила". Ее отобрали из 1700 претендентов. Северяне, с которыми Мухаметова прожила бок о бок много лет в Югре, скромны на комплименты. Но по поводу нашего мастера бойко выражались в ее югорский период и не смолчали теперь: "Молодец, однако!". Лучше и не сочинишь.