Команда Андрея Пожарова помогла госзаказчику исправить ошибку на 750000 р

В тендере на закупку бумаги команда Андрея Пожарова выявила ошибку в техническом задании госзаказчика, которая тянулась 8 лет. Изменение технического задания после обращения в ФАС помогло сэкономить 752400 рублей.

Команда Андрея Пожарова помогла госзаказчику исправить ошибку на 750000 р
© РБК Компании

По словам Андрея Пожарова, его команда заинтересована не только в выигрыше интересных контрактов, но и в том, чтобы рынок заказчика и исполнителя тендеров становился более цивилизованным.

«Эта история показывает, как важно для профессионала быть внимательным и что обращение в ФАС помогает не только тендерщикам, но и самим заказчикам делать сектор госзакупок более прозрачным и цивилизованным, — рассказывает Андрей Пожаров, руководитель компании «Эффективное взаимодействие», основатель «Тендерного центра «С.Т.И.К.». — Наши специалисты обратили внимание на детали в техническом задании и обнаружили ошибку, которая вела к растрате государственных денег. Мы обратились в ФАС и в документацию были внесены изменения. В итоге конкурс состоялся и по измененному техническому заданию экономия заказчика составила 752400 рублей. Причем, эта ошибка более не будет повторяться, а значит, экономия будет расти».

В октябре 2025 года компания Пожарова стала участником конкурса на закупку бумаги, который объявил заказчик из Казани. По результатам торгов заняли второе место. Специалисты Пожарова, изучая материалы закупки, обратили внимание на интересную деталь. Согласно ПП РФ 1875 компании представляют реестровые записи Минпромторга. Заказчик отклонил одного из участников, потому что тот указал в заявке одного производителя, а выписку приложил от другого.

«В выписке был указан класс бумаги С, а не А как следовало из техзадания, — разъяснил руководитель тендерного отдела компании, — соответственно, заказчик доложен был отклонить это предложение по другой причине — за то, что участник предложил товар, не соответствующий техзаданию, а его отклонили лишь за не соответствия представленной выписки. Из чего мы сделали вывод, что все участники предложили товар не марки А как того требовало техзадание, а марку С. Решили разобраться и обратились с жалобой в ФАС».

Техническое задание было стандартно для такого рода продукции: марка бумаги не ниже С, формат А4, плотность и количество листов. Как обратили внимание специалисты, — заказчиком была добавлена одна фраза: «бумага должна быть для печати при любых скоростях копировальных и печатающих аппаратов». Согласно ГОСТ, такой может быть только марка А. Согласно ГОСТ Р 57641-2017, бумаги класса А отличаются повышенной гладкостью и белизной, что позволяет использовать их на высокоскоростных принтерах и копирах. Бумага класса С предназначена для стандартной офисной печати и стоит заметно дешевле.

Представители Пожарова подали жалобу в ФАС, и разъяснили свои доводы на заседании. Заказчик в письменных пояснениях на жалобу был не согласен с аргументами, но на самом заседании признал, что такое техзадание используется 8 лет, и они вообще не знали, что фраза про скорость печати влияет на определение класса бумаги.

На основании решения ФАС в документацию внесли изменения, явно разрешающие предлагать бумагу класса С, и конкурс прошел уже с этими уточнениями, в результате выиграла компания, предложившая наиболее выгодную цену с учетом классности бумаги — экономия более 750 000 рублей.

«Выиграли в данном конкурсе не мы, а другая компания, — поясняет Андрей Пожаров, — но на самом деле выиграло государство и выиграл рынок. Каждое наше обращение в ФАС — это не только возможность доказать свою правоту, но и возможность сделать лучше ситуацию в секторе закупок в целом. Я не единожды говорил, что специалистам отделам закупок, особенно в госкомпаниях, важно постоянно повышать квалификацию. Мы часто встречаемся с неграмотно составленными техническими заданиями, а это все же госденьги, к которым нужно относиться с пиететом. Наш опыт, особенно на рынке бумаги — это многолетняя работа с заказчиками и производителями, мы разбираемся во всех тонкостях. Но главное — мы готовы делиться этим знанием с заказчиками, вести своего рода просветительскую работу с ними, но для этого надо больше и теснее общаться представителям заказчика с представителями тендерных компаний и поставщиков. Наша компания готова предлагать консалтинг, а указанная ситуация — кейс на 750000 и исправление затянувшейся ошибки по незнанию — станет одним из примеров, о которых я рассказываю на форумах и конференциях».