ФАС одобрила продажу гипермаркетов «О'кей»
Обновлено в 19:45
Контроль над сетью «О'кей» получит тюменская компания «Земун», которая занимается торговлей пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями.
У покупателя отсутствуют капитал и выручка, а единственный владелец и сотрудник — Ольга Запорожец, следует из данных СПАРК. До апреля этого года 100% акций принадлежало петербургскому «Космарт Солюшен».
Сама «О'кей групп» обещала продать гипермаркеты менеджменту, а себе оставить дискаунтеры «Да!». К сделке владельцев подтолкнула закредитованность бизнеса и большие долги: по итогам 2024 года убытки «О'кей» достигли 1,4 млрд рублей.
Оценивает новые перспективы компании гендиректор Vector Market Research Дмитрий Чумаков:
Дмитрий Чумаков гендиректор Vector Market Research «Компания в целом показывает достаточно стабильную выручку, более того, даже есть определенная положительная динамика по итогам 2024 года. Но с учетом стоимости финансовых ресурсов, изменений покупательского поведения, изменений в других блоках расходов компания показывает весьма скромные показатели по рентабельности. Поэтому я думаю, что, скорее всего, конечным владельцем компании будет стратегический инвестор. Потому что для компании, которая в этом бизнесе не работает в настоящее время, достаточно сложно будет обеспечить эффективное с финансовой точки зрения развитие бизнеса. Здесь очень важен сейчас масштаб. У «О'кей» очень крупные конкуренты, если взять, допустим, X5 Retail Group и других. Покупатель сейчас очень внимательно сравнивает предложение, поэтому для того, чтобы работать стабильно, уверенно и развиваться, увеличивать степень проникновения, особенно на региональных рынках, необходимо, чтобы у компании был сильный стратегический профильный и профессиональный инвестор, который обеспечит развитие сети. В целом сейчас у «О'кей» достаточно интересный, я бы сказал, даже уникальный формат с точки зрения ассортимента, с точки зрения кулинарии, поэтому думаю, что в краткосрочной перспективе никакого ребрендинга не будет. Ну а будет ли он в долгосрочной перспективе, здесь будут об этом говорить показатели эффективности бизнеса. Сделка может быть оценена примерно в 45-55 млрд рублей в том случае, если бы долговая нагрузка компании была бы ниже, то стоимость была бы существенно выше».
На рынке предполагают, что «Земун» лишь промежуточный этап сделки, а основной интересант — «Лента». Комментирует гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров:
Михаил Бурмистров генеральный директор «Infoline-аналитики» «На рынке традиционно ожидали, что покупателем гипермаркетов «О'кей» будет «Лента». Мы пока прямых подтверждений того, что это именно она, не видим, но, с другой стороны, я так понимаю, что по каким-то косвенным причинам кто-то говорит о том, что вот эта компания «Земун» может быть связана с «Монеткой». В принципе, это в определенной степени подтверждает ту гипотезу, которая была у всех, что основным интересантом, скорее всего, может выступить «Лента». У меня никаких подтверждений на эту тему нет, поэтому давайте дождемся, я думаю, мы все увидим. Сегмент гипермаркетов в целом находится сейчас под серьезным давлением, это долгосрочные фундаментальные изменения, связанные с тем, что количество больших семей сокращается, россияне становятся нацией, как и многие другие страны, в которых превалируют одиноко проживающие россияне или маленькие семьи. Закупка впрок — основная миссия гипермаркетов — фактически угнетена. При этом в целом формат, если посмотреть на итоги полугодия, растет примерно на 3,8%, и по большому счету если мы посмотрим на динамику всех игроков, то видно, что, за исключением лидера рынка, «Ленты», которая растет на 12,7% во втором квартале и на 11,3% в первом полугодии, все остальные игроки, конечно, и растут существенно медленнее, и некоторые даже продажи снижают. Если мы посмотрим по итогам первого полугодия, это 0%, то есть выручка не изменилась. Во втором квартале был, соответственно, минорный рост на 1%, поэтому по большому счету, конечно, сейчас, в текущих условиях, мы видим, что новые гипермаркеты практически не открываются. Понятно, что в текущий момент какого-то активного развития этот формат не имеет. Другой вопрос, что, так как в составе «О'кей» есть два разных бизнеса — жесткие дискаунтеры и гипермаркеты, — в принципе, было принято стратегическое решение бизнес гипермаркетов продать. На мой взгляд, оно верное, здесь много вопросов оставляет стоимость сделки, но если стоимость сделки позволяет погасить весь объем долга, а стоимость бизнеса мы оцениваем в диапазоне 50-55 млрд рублей примерно, то здесь можно ожидать, что сделка будет успешной. По поводу ребрендинга: покупка, скорее всего, приведет к ребрендингу объекта».
Первый гипермаркет «О'кей» открылся в Санкт-Петербурге в 2002 году. Сейчас сеть насчитывает больше 270 магазинов в двух форматах — магазины под брендом «О'кей» и дискаунтеры под брендом «Да!». По итогам прошлого года выручка группы компаний увеличилась на 5,5%, до 217 млрд рублей. Чистая розничная выручка гипермаркетов «О'кей» выросла на 2%, дискаунтеров «Да!» — на 13%.