Небольшие банки надеются на возвращение Oracle
На "Финополисе" генеральный директор Postgres Professional (ООО "Постгрес Профессиональный") Иван Панченко в разговоре с корреспондентом ComNews сказал, что, тогда как у крупных банков процесс перехода с решения Oracle СУБД идет активно, маленькие банки чаще ожидают смягчений требований, ведь против них нет персональных санкций и они в целом более "незаметны".
"Есть настроения "не спеши выполнять - отменят". Успешные примеры перехода, которые появляются, должны вдохновить других", - сказал Иван Панченко в беседе с корреспондентом ComNews. Летом стало известно о переходе Газпромбанка на Postgres Pro Enterprise. По мнению гендиректора Postgres Professional, этот пример должен способствовать более активному импортозамещению.
Заместитель генерального директора по развитию "Реляционные экспертные системы" (АО НПП "РЕЛЭКС") Ирина Мягкова подтвердила ComNews, что желание "переждать" распространено. "Многие средние и небольшие банки надеются, что появится идеальная российская СУБД, которая будет столь же производительна, функциональна и привычна, как Oracle, и миграция будет быстрой и безболезненной. Другая надежда - что политическая ситуация изменится и санкции будут ослаблены", - объяснила Ирина Мягкова.
При этом генеральный директор "Разумные Деловые Технологии" (АО "РДТЕХ") Светлана Иванова сказала ComNews, что "вряд ли кто-то "пережидает" - скорее реально оценивают экономические возможности и целесообразность замещения. "Большинство ведут проекты постепенно: от менее к более критичным системам. Полностью готовых к внедрению промышленных ИТ-решений на рынке фактически нет", - сказала Светлана Иванова.
Однако директор департамента Arenadata (ООО "Аренадата Софтвер") по работе с финсектором и международным бизнесом Юлия Ильина сказала, что еще год или два назад небольшие банки были уверены, что будут продолжать использовать западное ПО, но теперь в большинстве средних банков проекты импортозамещения находятся на стадии оценки бюджетов и сроков реализации.
После ухода из России Oracle не оказывает техподдержку. По словам Ивана Панченко, отсутствие поддержки - критично. "Есть принцип "работает - не трогай". Но если что-то сломается, придется приглашать специалистов, может наступить большой сбой", - сказал Иван Панченко корреспонденту ComNews. При этом он объяснил, что некоторые компании поддерживают Oracle в России. Еще до санкций существовала в том числе неофициальная поддержка Oracle - она выходила дешевле.
Началу активного импортозамещения способствовал уход иностранных вендоров с 2022 г., а также законодательное регулирование. С 1 января 2025 г. по указу президента запрещено использовать иностранное ПО на объектах критической информационной инфраструктуры. Но для СУБД установлен другой срок - 1 января 2026 г.
Ирина Мягкова пояснила, что банки медлят с переходом на отечественные решения из-за больших временных и ресурсных затрат, потому что боятся сбоев в критически важных системах, у них не хватает опытных администраторов и разработчиков, которые глубоко знают российские СУБД. Руководитель направления продуктов и архитектурных решений Linx Cloud (ООО "Связь ВСД") Алексей Корулин отметил, что российские альтернативы пока далеки по уровню технологий от зарубежных решений и зачастую их функциональность дорабатывается под конкретного заказчика - поэтому импортозамещение идет медленно.
По словам Светланы Ивановой, основной барьер перехода на российские СУБД - неготовность банковских приложений обеспечивать необходимое быстродействие и поддерживать нагрузку. Проекты миграции требуют значительного рефакторинга или полного переписывания кода приложений.
"Процесс перехода долгий. Прикладные системы, например процессинг, рассчитаны на работу с определенной СУБД - на другой она работать не может. Поэтому разработчики должны эту систему переписать, но даже если основная часть системы формально совместима, то "переписывания", которые были поверх этого, могут все разрушить", - сказал Иван Панченко.
"Уходить с Oracle на PostgreSQL необходимо, если возможно переключить существующие бизнес-приложения на целевую СУБД, либо выбрать альтернативное решение, работающее на целевой СУБД", - сказал директор департамента развития продуктов Tantor Labs (ООО "Тантор Лабс") Алексей Кулаков.
Самым большим вызовом при миграции на отечественную СУБД, по словам Алексея Кулакова, представители финсектора называют производительность. "Автоматизированные банковские системы, карточный процессинг, антифрод - очень требовательны к производительности. Конечные пользователи привыкли к быстрой обработке карточных транзакций и моментальному открытию счета. Поэтому основные системы для бизнеса до сих пор работают на привычном Oracle Database и ПАК Oracle Exadata", - объяснил Алексей Кулаков.
По его словам, многие тестировали СУБД от российских вендоров на базе PostgreSQL, но потерпели неудачу. "Необходимо комплексное решение, собранное с учетом специфики архитектуры PostgreSQL, работающее на правильно настроенной операционной системе, использующее оптимально подобранное оборудование и находящееся под управлением специализированного софта и имеющее единое окно технической поддержки", - сказал Алексей Кулаков.
"Многие банки действуют по принципу "не чинить то, что не сломалось". Они оставляют Oracle в самых нагруженных и критичных системах, а новые и периферийные проекты сразу запускают на российских СУБД. Это создает иллюзию "переждать", но на деле является практической стратегией минимизации рисков", - сказала Ирина Мягкова.
При этом, по словам Ивана Панченко, малым и средним банкам легче и дешевле перейти на отечественные решения, так как у них меньше данных для перевода.
По данным ЦСР, российский рынок СУБД в 2024 г. вырос на 34% до 89,5 млрд руб., но доля установленной базы иностранных решений по состоянию на конец 2024 г. все еще велика.