Юрист о продаже «алкогольных конфет» на маркетплейсах: «Нарушения формально нет, но дух закона обходят»
«В последнее время все чаще звучат призывы обязать маркетплейсы информировать потребителей о наличии алкоголя в кондитерских изделиях. Недавно стало известно об обращении к главе Роспотребнадзора с просьбой усилить контроль за продажей алкогольных конфет и подобной продукции через интернет-платформы. На протяжении нескольких лет как в профессиональной среде, так и в общественном пространстве обсуждается вопрос: требуется ли производителям кондитерской продукции лицензия на производство, хранение и поставку спиртосодержащей пищевой продукции? К такой продукции относятся, в частности, алкогольные конфеты, алкогольное мороженое и ряд других товаров. Единого мнения на этот счет нет. Более того, даже у лицензирующих органов имеются противоречивые разъяснения: одни подтверждают необходимость лицензирования, другие – отрицают ее. Все зависит от множества факторов: объема спирта, рецептуры, способа производства и т. д. Источник путаницы – отсутствие четкого правового определения того, что именно считать «алкогольными конфетами» или «алкогольным мороженым». С одной стороны, такая продукция формально относится к спиртосодержащей пищевой продукции согласно подпункту 4 статьи 2 Федерального закона № 171-ФЗ «Об обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». С другой стороны, в соответствии с подпунктом 7 той же статьи, она не признается алкогольной продукцией и выведена из-под действия этого закона распоряжением правительства РФ от 29 декабря 2020 года № 3650-р. Более того, из-под регулирования закона № 171-ФЗ выведены не только отдельные виды пищевой продукции, но и некоторые непищевые товары, содержащие значительное количество спирта, но не подпадающие под его действие. Этим активно пользуются селлеры на маркетплейсах, что приводит к курьезным ситуациям, недоразумениям, а в отдельных случаях – к обходу законодательства. Сегодня крайне сложно определить, как именно следует контролировать маркетплейсы, в чем должна заключаться защита потребителей и какие механизмы надзора применимы. Особенно в свете того, что на этих площадках все чаще появляются витрины крупных алкогольных ретейлеров. Пока подобная продукция формально не подпадает под действие действующего закона ФЗ, нарушения законодательства формально нет. Однако это создает правовой вакуум, который требует либо уточнения норм, либо выработки новых подходов к регулированию». Фото: pxhere.com