Как компании осваивают рынки Азии: глобальные тренды и российский опыт
Еще недавно азиатские страны воспринимались как догоняющие в глобальной экономике, где основные правила и подходы диктовались Западом. Сегодня они сами стали примером для подражания для всего мира. Samsung, Huawei, Alibaba и многие другие компании Азии стали символами настоящей революции в бизнесе и менеджменте.
Как российским компаниям найти свое место в новой реальности, где Азия уже не догоняет, а ведет за собой? Этой теме посвящен недавно вышедший сборник Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ «Бизнес в Азии», десятый в серии «Новое в менеджменте».
В сборник вошли 13 эксклюзивных статей, в которых ведущие эксперты анализируют трансформацию экономики и бизнес-среды в Китае, Индии и странах Юго-Восточной Азии. Ключевые темы раскрываются через несколько сквозных сюжетов. Одной из центральных тем стала государственная роль в развитии несырьевого экспорта для российского бизнеса в условиях санкций. В фокусе внимания экспертов оказался и «китайский лабиринт» — стратегии наращивания присутствия российских компаний в КНР, а также феномен «Matryoshka Marketing», исследующий, как использовать растущую популярность всего русского в Китае.
Отдельной темой стал феномен «инноваций по-китайски», авторы статьи проследили эволюцию КНР от подражателя до создателя уникальных технологий. Не остался без внимания и индийский вектор: подробно рассматривается, почему терпение и понимание местной специфики являются ключом к успеху на этом сложном рынке, а также культурные инсайты Индии — особенности работы с индийскими партнерами, включая восточную иерархичность. Представлены материалы с оценкой перспектив сотрудничества с «новыми старыми партнерами» — Вьетнамом, Индонезией и Малайзией. Парадоксальному усилению присутствия азиатских компаний в России, которое не всегда соответствует ожиданиям, посвящена тема «Прописались в России».
Еще одной темой сборника стали значительные изменения в бизнес-образовании. За последние 20 лет в мировых рейтингах бизнес-школ произошли тектонические сдвиги. Если раньше в них доминировали школы из США, то теперь ведущие позиции занимают также новые лидеры бизнес-образования из Европы и Азии. При этом прорыв бизнес-школ Азии в мировую элиту был особенно впечатляющим. Анализу этого феномена посвящена статья Валерия Катькало, директора Высшей школы бизнеса ВШЭ.
«Для России бизнес с Азией — это диверсификация экономики, доступ к растущим рынкам, технологическое развитие и укрепление геополитических позиций. Этот курс будет сохранять приоритетность в долгосрочной перспективе, учитывая текущие глобальные изменения. Азия — лидер в финтехе, e-commerce и AI. Изучение ее опыта необходимо для конкурентоспособности российских компаний. ВШБ ВШЭ, как ведущая бизнес-школа в России, своевременно реагирует на вызовы и тренды, налаживает отношения с азиатскими вузами-партнерами и адаптирует учебные программы для подготовки кадров для новой экономической реальности», — отмечает Людмила Веселова, один из авторов сборника, доцент ВШБ ВШЭ, директор Центра исследований бизнеса и менеджмента в Азии.
Серия обзорных сборников «Новое в менеджменте» — проект ВШБ ВШЭ для лидеров бизнеса, преподавателей и всех, кто интересуется новыми трендами и оригинальными идеями в управлении. Каждый выпуск объединяет статьи о тенденциях, которые сейчас в центре внимания ведущих зарубежных исследователей, консультантов и практиков.
Сборник «Бизнес в Азии» будет интересен и полезен руководителям компаний, специалистам по внешнеэкономической деятельности, преподавателям, студентам и всем, кто интересуется современными процессами в бизнесе и международной торговле.