Формат магазинов у дома меняет логистику и вытесняет гипермаркеты
«Многие гипермаркеты стали вне конкуренции. Сменилось поколение, и оно не хочет ехать куда-то далеко за большим объемом товара. Оно предпочитает, чтобы товар привезли домой, а что-то – повыбирать, посмотреть, попробовать. И магазины у дома опять начинают бурно развиваться», – пояснил глава Pony Express.
По его словам, текущие изменения в структуре розничной торговли напрямую влияют на всю логистическую цепочку. Ключевым трендом становится омниканальность – стратегия, объединяющая онлайн- и офлайн-форматы в единую экосистему управления заказами, складом и доставкой. Главная цель – обеспечить клиенту свободный и удобный доступ к товарам независимо от того, через какой канал он совершает покупку: сайт, мобильное приложение, пункт самовывоза или физический магазин.
Переход к омниканальной модели отражает глубинные сдвиги в потребительском поведении. С 2016 по 2025 год доля электронной коммерции в России увеличилась в 8 раз – до 14% от общего объема розничной торговли. Этому способствовал активный рост как крупных маркетплейсов (Ozon, Wildberries), так и традиционных ритейлеров, инвестирующих в собственные онлайн-платформы – таких как «Спортмастер», «Детский мир» и сети в сегментах электроники, товаров для дома и fashion.
По мнению А. Тимофеева, компании, выстраивающие омниканальную модель, сталкиваются с тремя основными вызовами: необходимость присутствия во всех ключевых каналах продаж (включая D2C и гибридные форматы), оптимизация затрат на персонал, эффективное управление запасами на складе.
В ответ на эти вызовы топ-менеджер предлагает поэтапную модель трансформации логистической цепи: анализ текущего состояния и определение целевых показателей, интеграция систем TMS/WMS для управления остатками на складе, прогнозирование спроса и модернизация логистической инфраструктуры, внедрение гибких решений для первой и последней мили.
«Структурные изменения требуют принципиально нового подхода. Линейные цепочки поставок, заточенные под один канал, уже неэффективны. Гибридный формат торговли требует такой же гибкой логистики», – подчеркнул А. Тимофеев.
Омниканальная логистика – это не просто расширение существующих процессов, а новая архитектура поставок, способная подстроиться под стремительно меняющиеся требования потребителей и ритейла.