Бахарев: штрафы для банков за обман клиентов должны быть пропорциональны ущербу

Бахарев: штрафы для банков за обман клиентов должны быть пропорциональны ущербу
© Дума ТВ

Размер штрафов для банков за обман клиентов следует дифференцировать в зависимости от размера нанесенного ущерба и числа пострадавших клиентов – это будет мотивировать банки не нарушать законодательство и оперативно устранять нарушения в случае их обнаружения, считает первый зампредседателя Комитета ГД по финансовому рынку Константин Бахарев («Единая Россия»). 

Наша цель: мы хотим, чтобы размер штрафных санкций мотивировал банки не нарушать. Это первое. А второе – оперативно устранять допущенные нарушения,

подчеркнул Бахарев в интервью «Дума ТВ».

По его словам, действующие нормы о максимальном размере штрафа для банков в 1 млн рублей недостаточно эффективны, так как единый размер штрафа не учитывает число пострадавших клиентов и сумму ущерба. Так, сегодня банкам грозит такой штраф и в случае, если пострадали 100 клиентов, и в случаях, если пострадавших – несколько тысяч. 

Мы предлагаем в нашем законопроекте отменить верхний порог штрафных санкций и привязать его к размеру собственного капитала кредитной организации. И самое главное, что конкретный размер штрафных санкций, наложенных в том или ином случае, будет зависеть от количества обманутых клиентов и от размера нанесенного им ущерба,

отметил Бахарев

Речь идет о законопроекте, разработанном группой парламентариев и принятом в первом чтении Госдумой в июле. Согласно документу, за нарушение законодательства в сфере защиты прав потребителей предусматривается взыскание штрафа в размере до 0,1 % размера собственных средств (капитала) кредитной организации, но не менее 100 тыс. рублей. За неисполнение в установленный срок предписаний Банка России об устранении соответствующих нарушений предлагается ввести штраф в размере до 1 % размера собственных средств (капитала) кредитной организации, но не менее 1 млн рублей. 

В пояснительных материалах уточняется, что фактически размеры штрафов будут определяться исходя из принципа соразмерности выгоды, полученной в результате допущенных нарушений, с учетом характера нарушения, количества совершенных операций и заключенных договоров на оказание финансовых услуг.