Министр финансов Антон Силуанов: сбалансированный бюджет — основа замедления инфляции
— Антон Германович, можно ли сказать, что в связи с ростом доходной части бюджета и ростом ставок некоторых налогов увеличится военный бюджет?
— Базово расходы на цели обороны и безопасности были заложены в рамках предыдущего трехлетнего бюджета. При этом новая трехлетка, конечно, учитывает появляющиеся дополнительные задачи и вызовы. Кроме того, следует учитывать, что бюджет на оборону включает и другие функциональные разделы, связанные скорее не с военной обороной, а с обеспечением безопасности страны и граждан в целом.
Например, это развитие систем борьбы с дронами, защита критических объектов инфраструктуры, приграничных территорий, усиление мер безопасности на транспорте, кибербезопасность. Общий объем расходов в 2026 году сохраняется на сопоставимом с 2025 годом уровне. При этом он выше уровня 2024 года.
— Объясните, почему выбран путь повышения налогов, а не наращивания заимствований. И почему Минфин решил сделать ставку именно на повышение НДС, налога, который влияет на инфляцию?
— Неконтролируемое наращивание госдолга привело бы к разгону инфляции и как следствие — к росту ключевой ставки. И наоборот, решение сбалансировать бюджет за счет роста налогов дает ЦБ пространство для смягчения кредитно-денежной политики. А именно уровень ключевой ставки является принципиальным для роста инвестиций и для роста экономики. Выбор в качестве дополнительной меры "повышения стандартной ставки НДС с 20 до 22%" обусловлен наименее негативным влиянием, по сравнению с альтернативными сценариями, на экономику.
С точки зрения изменения динамики потребительских цен данная мера будет иметь умеренный и ограниченный характер. В качестве примера можно взять опыт 2018 года. Когда в 2018 году поднимали НДС на 2%, вначале действительно наблюдался ограниченный рост цен — вклад в инфляцию составил расчетно около 1%. Но вскоре эффект данной меры на цены практически нивелировался за счет конкуренции на рынке. Также очень важно, что сохраняется льготная 10-процентная ставка НДС в отношении всей социально значимой продукции (продукты питания, лекарства и другие категории) — это позволяет защитить от повышения цен людей с невысокими доходами.
Наконец, сокращение бюджетного дефицита в среднесрочной перспективе создает возможность как раз для снижения инфляции. Таким образом, повышение НДС позволяет отказаться от негативных последствий инфляционного финансирования дефицита бюджета, что означает более низкую траекторию процентных ставок и более высокую траекторию роста экономики (по сравнению со сценарием несбалансированного бюджета).
Стоит отметить, что размер стандартной ставки 22% соответствует уровням НДС в европейских странах: Ирландия, Польша, Португалия, Словакия — 23%; Словения, Италия — 22%; Аргентина, Бельгия, Чехия, Латвия, Литва, Румыния, Испания — 21%. Есть страны и с более высокими ставками налога.
— Как вы видите дальнейший рост экономики и доходов, если в России падает темп роста инвестиций и принимаются дополнительные решения по росту налогов?
— Основным драйвером роста все три года остается внутренний спрос, потребительский и инвестиционный. Основа спроса — рост реальных зарплат и доходов населения. Рост зарплат будет обеспечиваться повышением производительности труда. В том числе за счет использования современных технологий (автоматизация, роботизация, цифровизация). За счет исключения избыточных обязательных требований и иных системных мер по улучшению регуляторики. За счет целевой работы в отраслях социальной сферы, в целом в государственном секторе экономики.
Основным фактором станет и повышение эффективности использования инвестиционных ресурсов. Это касается госинвестиций и инвестиций естественных монополий. Для частного бизнеса мы предусмотрели улучшение инвестиционного климата через национальную модель ведения бизнеса. Важным фактором роста экономики станет сбалансированный бюджет, поскольку именно он основа замедления инфляции, макроэкономической стабильности и возможности смягчения ДКП.
— В связи с чем принимается решение об оптимизации льготных тарифов страховых взносов? Разве нагрузка на бизнес стала меньше в последние годы? Действительно ли поднимутся ставки страховых взносов на ИT?
— Пониженные тарифы страховых взносов вводились как временные в 2020 году для поддержки МСП в период ковида. В тот момент при существенном падении деловой активности необходимо было сохранить рабочие места, а уровень безработицы составлял около 6%.
В итоге мера по страховым взносам решила свою задачу — по данным Минэкономразвития, количество МСП выросло. 10 июля 2025 года, когда произошло ежегодное обновление Единого реестра субъектов МСП, в РФ зафиксирован рост компаний и индивидуальных предпринимателей. На текущий момент их почти 6,4 млн — наивысший показатель с 2017 года, когда был запущен реестр. Отмечается устойчивая положительная динамика: по сравнению с предыдущим периодом число субъектов МСП увеличилось на 3,2%, или порядка 200 тыс. Средняя выручка на один субъект МСП выросла на 11,2%, превысив годовую инфляцию.
В настоящее время безработица почти в три раза ниже, чем в ковид, на рекордно низком уровне (2,5%). Правительство до последнего времени продлевало эту меру, несмотря на ее изначально временный характер и изменение эпидемиологической обстановки. Однако в настоящее время льгота уже не решает задачу по сохранению занятости. Важно, что правительство продолжит через пониженные страховые взносы поддерживать приоритетные отрасли (обработка, электроника, транспорт). Эти отрасли обеспечивают технологическое развитие и занятость.
Что касается корректировки взносов для ИТ-компаний, то следует отметить, что особый льготный режим на уровне 7,6% решил свою задачу. В отрасли в целом отмечается высокий финансовый результат, а уровень оплаты труда уже превышает среднероссийский в 2,5–3 раза. При этом важно отметить, что правительством сохраняется один из наиболее льготных режимов в отрасли, устанавливая регрессивную шкалу: 15% в пределах облагаемой базы и 7,6% свыше.
— Еще одно чувствительное и обсуждаемое решение — это снижение порога для обязательной уплаты НДС предпринимателями с 60 до 10 млн рублей. Чем оно вызвано? Почему именно до 10 млн?
— Мера принимается для пресечения незаконных схем минимизации налогов и "дробления" бизнеса, а не для сбора дополнительных средств. Цель данной меры — борьба с "дроблением" бизнеса, соответственно, с уходом от уплаты налогов. Подсчитано, что у компаний с оборотом 10 млн рублей и ниже теряется экономический смысл "дробить" бизнес.
— Хотели бы уточнить такой момент, касающийся предложенных в рамках бюджетного пакета налоговых корректировок. Сможет ли предприниматель выбирать вариант уплаты НДС по альтернативной ставке?
— Для предпринимателей на УСН сохранится возможность выбора между общим режимом уплаты НДС и пониженным (без права на вычеты) в размере 5% или 7% в зависимости от размера дохода (ставка 5% при доходе 10–250 млн рублей, 7% — при доходе 250–450 млн рублей).
— В пресс-релизе Минфина наряду с повышением НДС и другими изменениями упоминалось и расширение правил применения федерального инвестиционного налогового вычета (ФИНВ). В чем именно заключается расширение ФИНВ, какие компании получат преимущество и почему это решение можно считать важным элементом налоговых поправок?
— Минфин подготовил поправки, которые расширяют возможности применения ФИНВ. По новым правилам, право на применение вычета можно передать любому участнику группы компаний вне зависимости от осуществляемого им вида деятельности. Главное, чтобы компания группы, которая осуществила капитальные инвестиции, соответствовала отраслям, утвержденным правительством.
Ранее для реализации "права перехода" ФИНВ внутри группы было необходимо, чтобы и получающая такое право компания была из определенного перечня отраслей. Теперь это ограничение снимается. Таким образом, мощный стимул к инвестициям может получить не только непосредственно инвестировавшая компания, но и любая аффилированная организация. Это выгодно для бизнеса, поскольку ФИНВ, введенный с 2025 года при повышении ставки налога на прибыль, позволяет уменьшить федеральную часть этого налога на 5% при условии реинвестирования в развитие производства.
Проще говоря, компании, вкладывающие средства в новые станки, оборудование или НИОКР, могут сэкономить на налоге и реинвестировать большую часть прибыли. Расширение ФИНВ, по сути, снижает налоговое бремя для инвестирующих предприятий и усиливает стимулы к модернизации производства.
— С чем связано появление нового налога на прибыль букмекерских контор? Как этот налог повлияет на деятельность и на доходы букмекерских контор? Также интересно, какой объем средств в бюджет прогнозируется вами от этого налога.
— Введение налога на прибыль организаций, а также налога на игорный бизнес в размере 5% от принятых ставок для букмекерских контор позволит учитывать не только обороты, но и реальный финансовый результат компаний. Предложенные изменения направлены на повышение прозрачности игорного бизнеса, который традиционно имеет высокие обороты и низкую налоговую отдачу. По предварительным подсчетам, введение данных мер может принести федеральному бюджету от налога на прибыль организаций около 17 млрд рублей за три года. Налог на игорный бизнес может принести бюджету порядка 300 млрд рублей за три года.