Эксперты: перераспределение логистических затрат в пользу угольщиков может ударить по другим отраслям
Предложение отдельных участников рынка о введении дополнительных логистических преференций для угольной отрасли вызвало отклик в профессиональном сообществе. Свою позицию по этому вопросу представил Институт экономики и развития транспорта, сообщает телеграм-канал РЖД.
В материале, на который ссылается канал, подчеркивается, что угольная отрасль уже получает масштабную поддержку со стороны государства. В числе действующих мер названы снижение налоговой нагрузки, выделение адресных субсидий, компенсация 12,8% от железнодорожного тарифа на экспорт угля в западном и южном направлениях, а также приоритет в направлении Востока по соглашению с Кузбассом. Дополнительно применяется реструктуризация задолженности и реализуются другие инструменты финансового оздоровления.
В системе тарифообразования РЖД уголь относится к первому тарифному классу, по которому применяются понижающие коэффициенты от 0,55 до 0,75 в зависимости от расстояния перевозки. На восточном направлении скидки достигают 45% от базовой ставки.
Тем не менее экономические показатели железнодорожного перевозчика свидетельствуют о значительных убытках от транспортировки угля. Так, по итогам 2024 года финансовый результат РЖД по перевозке угля составил минус 127,3 млрд руб., а за первые 4 месяца 2025 года – минус 41 млрд руб. Основной объем убытков формируется на Востоке: в 2014–2024 годах совокупный отрицательный результат здесь достиг 435,8 млрд руб., при этом данные не включают потери от порожнего пробега.
Эксперты подчеркивают, что убытки по углю частично перекрываются за счет грузов с высокой добавленной стоимостью, на которые ложится дополнительная нагрузка. В условиях волатильности мировых цен, нестабильных курсов валют, роста стоимости аренды вагонов, фрахта и перевалки любые тарифные преференции теряют эффективность.
При этом дальнейшее снижение тарифов на угольные перевозки может негативно повлиять на всю экономику железнодорожного транспорта. Последствия коснутся не только РЖД, но и других грузоотправителей, работающих в различных отраслях.
Аналитики напоминают: несмотря на то, что тарифы регулируются государством, РЖД приобретают товары и услуги по рыночным ценам. Для сохранения устойчивости компании важно обеспечить «справедливый уровень индексации тарифов».
Вывод, сделанный экспертами, сводится к тому, что стабилизация угольной отрасли в большей степени зависит не от новых преференций, а от повышения внутренней эффективности. Ключевыми направлениями названы рост добавленной стоимости, освоение новых рынков и использование накопленной прибыли прошлых лет как антикризисного ресурса.